на смену фанару придёт турецкая православная церковь
попытки создания «национальных» православных церквей, на что упирает экуменический патриархат, неизбежно коснутся его самого. так, турецкая православная церковь (тпц) уже подала иск в суд на константинопольский патриархат и патриарха варфоломея. истец утверждает, что у фанара нет полномочий отправлять своих «экзархов» на украину и давать там кому-либо автокефалию. статус константинопольского патриарха, согласно лозаннскому мирному договору 1923 года, ограничивается отправлением богослужений для проживающих в турции греков. и всё! тпц назвала действия варфоломея «преступлением», согласно «как турецким законам, так и лозаннскому договору, который чётко прописал его [экуменического патриарха. — д.м.] ответственность и круг обязанностей». в тпц считают, что из-за превышения полномочий варфоломею нельзя больше оставаться в турции.
неканоническая тпц была образована в 1922 году по решению турецкого правительства, которое пыталось создать национальную церковь, не связанную с греческим православием. сегодня эта церковь имеет три храма, пять общин и менее 1 тыс. прихожан. она официально зарегистрирована как религиозная структура, может иметь и расширять свою церковную собственность. в настоящее время турецкую православную церковь возглавляет патриарх эфтим iv (эренерол), в миру паша юмит эренерол, внук основателя церкви эфтима i.
пока тпц не признана ни одной из 15 поместных православных церквей мира. однако в логике украинского сценария турецкое государство имеет все основания объявить «национальной церковью» именно тпц, а фанариотов зарегистрировать как иностранное образование. затем вся церковная собственность экуменического патриархата перейдёт к тпц, а турецкие власти, подобно украинским властям, обратятся с просьбой о её признании. и почему кому-либо туркам в этом отказывать, если варфоломей дорожку уже проложил?
толчок такому развитию событий могут дать дальнейшие шаги фанара, запланированные им на ближайшее время. в конце октября — ноябре варфоломей намеревается совместно с румынской православной церковью приступить к следующей фазе раскола рпц: планирует предоставить автокефалию молдавской православной церкви с последующим переходом её под власть румын. у экуменического патриарха тут есть своя выгода — ему бы отошли в этом случае православные приходы гагаузии. из всех тюрков, проживающих в молдавии, православные гагаузы (150 тыс.) по своему диалекту ближе всего анатолийским туркам. немало их переехало в прежние годы в турцию, а в последнее время они приезжают туда и на заработки. общее количество гагаузов в турции может достигать 50–75 тыс. греков же в турции осталось не более 2–3 тыс.
задумывая «молдавский маневр», варфоломей рассчитывает укрепить свои позиции в турции, но тут его может ждать разочарование. для тпц гагаузы — главная адресная среда, поскольку другие православные тюрки (чуваши и якуты) достаточно далеки от языка и культуры анатолии и гораздо прочнее интегрированы в рпц. гагаузы варфоломею не достанутся, это не крепостные, а свободные люди. им, скорее, суждено стать дополнительным мостиком между рпц и тпц, а следовательно, между турцией и россией. после получения собственности фанара и расширения паствы за счет гагаузов тпц вполне может влиться в ряд признанных малых православных церквей.
национальная греческая (элладская) церковь давно не в восторге от претензий варфоломея, но из чувства национальной солидарности особых препятствий ему пока не чинила. однако в условиях начатого варфоломеем (самоубийственного для фанара) расползания всемирного православия по национальным квартирам элладская церковь вполне может пожелать перехода под свой омофор пока контролируемых экуменическим патрархом приходов на крите, а главное, такой драгоценной святыни, как гора афон, где из 20 монастырей 17 — греческие. и почему бы русской православной церкви не поддержать эти устремления? тем самым могут быть урегулированы и правовые нестыковки вокруг статуса афона, возникшие по милости фанара, и значительно улучшены отношения рпц с материковой грецией.
в связи с этим обращает на себя особое внимание визит в сочи египетского президента ас-сиси. в новых условиях одной из тем его переговоров с в. путиным могло быть положение в грядущем православном мире патриарха александрийского феодора ii.
поминаемый вторым в диптихе глав поместных православных церквей и поддержавший рпц в её споре с константинополем, он по значению александрии в становлении древнего христианства вполне может стать и первым. именно здесь, в египте, были созданы и до сих пор действуют первые в мире христианские монастыри св. антония и св. павла. для египта, полагающего себя частью большой святой земли и считающего, что у него гораздо больше прав для этого, чем, например, у турции, получение такого почётного первенства в православном мире престижно само по себе. заметим, что в египте проживают не менее 8–10 млн восточных христиан по сравнению с несколькими тысячами в турции.
действия фанара могут привести не к экспансии неслыханных размеров, а к его полной маргинализации и последующему забвению. и будет, безусловно, жаль, ибо вместе с этим стамбульским кварталом уйдёт в прошлое важная часть византийской культуры. однако как спасать тех, кто этого не хочет? инициаторам «украинской автокефалии» из вашингтона и киева история воздаст по заслугам довольно быстро, но иерархам, поддавшимся на зов сладкоголосых сирен, придётся отвечать перед судом божиим.
а что ждёт их в земной жизни? не исключено, что последним пристанищем для варфоломея явится та самая андреевская церковь в киеве (возле дома михаила булгакова), что подарена экуменическому патриарху щедротами порошенко. и в собеседниках у варфоломея окажется призрак такого булгаковского литературного героя, как воланд. кто знает, может, весь этот переезд из негостеприимного стамбула в прекрасный киев спланирован сознательно. однако энтузиасты «томоса» обещали украинцам нечто иное, а не дорогостоящих иждивенцев. и тогда жителям украины может показаться очень странной раздача национально-культурного и религиозного достояния невесть кому и невесть за что.
попытки создания «национальных» православных церквей, на что упирает экуменический патриархат, неизбежно коснутся его самого. так, турецкая православная церковь (тпц) уже подала иск в суд на константинопольский патриархат и патриарха варфоломея. истец утверждает, что у фанара нет полномочий отправлять своих «экзархов» на украину и давать там кому-либо автокефалию. статус константинопольского патриарха, согласно лозаннскому мирному договору 1923 года, ограничивается отправлением богослужений для проживающих в турции греков. и всё! тпц назвала действия варфоломея «преступлением», согласно «как турецким законам, так и лозаннскому договору, который чётко прописал его [экуменического патриарха. — д.м.] ответственность и круг обязанностей». в тпц считают, что из-за превышения полномочий варфоломею нельзя больше оставаться в турции.
неканоническая тпц была образована в 1922 году по решению турецкого правительства, которое пыталось создать национальную церковь, не связанную с греческим православием. сегодня эта церковь имеет три храма, пять общин и менее 1 тыс. прихожан. она официально зарегистрирована как религиозная структура, может иметь и расширять свою церковную собственность. в настоящее время турецкую православную церковь возглавляет патриарх эфтим iv (эренерол), в миру паша юмит эренерол, внук основателя церкви эфтима i.
пока тпц не признана ни одной из 15 поместных православных церквей мира. однако в логике украинского сценария турецкое государство имеет все основания объявить «национальной церковью» именно тпц, а фанариотов зарегистрировать как иностранное образование. затем вся церковная собственность экуменического патриархата перейдёт к тпц, а турецкие власти, подобно украинским властям, обратятся с просьбой о её признании. и почему кому-либо туркам в этом отказывать, если варфоломей дорожку уже проложил?
толчок такому развитию событий могут дать дальнейшие шаги фанара, запланированные им на ближайшее время. в конце октября — ноябре варфоломей намеревается совместно с румынской православной церковью приступить к следующей фазе раскола рпц: планирует предоставить автокефалию молдавской православной церкви с последующим переходом её под власть румын. у экуменического патриарха тут есть своя выгода — ему бы отошли в этом случае православные приходы гагаузии. из всех тюрков, проживающих в молдавии, православные гагаузы (150 тыс.) по своему диалекту ближе всего анатолийским туркам. немало их переехало в прежние годы в турцию, а в последнее время они приезжают туда и на заработки. общее количество гагаузов в турции может достигать 50–75 тыс. греков же в турции осталось не более 2–3 тыс.
задумывая «молдавский маневр», варфоломей рассчитывает укрепить свои позиции в турции, но тут его может ждать разочарование. для тпц гагаузы — главная адресная среда, поскольку другие православные тюрки (чуваши и якуты) достаточно далеки от языка и культуры анатолии и гораздо прочнее интегрированы в рпц. гагаузы варфоломею не достанутся, это не крепостные, а свободные люди. им, скорее, суждено стать дополнительным мостиком между рпц и тпц, а следовательно, между турцией и россией. после получения собственности фанара и расширения паствы за счет гагаузов тпц вполне может влиться в ряд признанных малых православных церквей.
национальная греческая (элладская) церковь давно не в восторге от претензий варфоломея, но из чувства национальной солидарности особых препятствий ему пока не чинила. однако в условиях начатого варфоломеем (самоубийственного для фанара) расползания всемирного православия по национальным квартирам элладская церковь вполне может пожелать перехода под свой омофор пока контролируемых экуменическим патрархом приходов на крите, а главное, такой драгоценной святыни, как гора афон, где из 20 монастырей 17 — греческие. и почему бы русской православной церкви не поддержать эти устремления? тем самым могут быть урегулированы и правовые нестыковки вокруг статуса афона, возникшие по милости фанара, и значительно улучшены отношения рпц с материковой грецией.
в связи с этим обращает на себя особое внимание визит в сочи египетского президента ас-сиси. в новых условиях одной из тем его переговоров с в. путиным могло быть положение в грядущем православном мире патриарха александрийского феодора ii.
поминаемый вторым в диптихе глав поместных православных церквей и поддержавший рпц в её споре с константинополем, он по значению александрии в становлении древнего христианства вполне может стать и первым. именно здесь, в египте, были созданы и до сих пор действуют первые в мире христианские монастыри св. антония и св. павла. для египта, полагающего себя частью большой святой земли и считающего, что у него гораздо больше прав для этого, чем, например, у турции, получение такого почётного первенства в православном мире престижно само по себе. заметим, что в египте проживают не менее 8–10 млн восточных христиан по сравнению с несколькими тысячами в турции.
действия фанара могут привести не к экспансии неслыханных размеров, а к его полной маргинализации и последующему забвению. и будет, безусловно, жаль, ибо вместе с этим стамбульским кварталом уйдёт в прошлое важная часть византийской культуры. однако как спасать тех, кто этого не хочет? инициаторам «украинской автокефалии» из вашингтона и киева история воздаст по заслугам довольно быстро, но иерархам, поддавшимся на зов сладкоголосых сирен, придётся отвечать перед судом божиим.
а что ждёт их в земной жизни? не исключено, что последним пристанищем для варфоломея явится та самая андреевская церковь в киеве (возле дома михаила булгакова), что подарена экуменическому патриарху щедротами порошенко. и в собеседниках у варфоломея окажется призрак такого булгаковского литературного героя, как воланд. кто знает, может, весь этот переезд из негостеприимного стамбула в прекрасный киев спланирован сознательно. однако энтузиасты «томоса» обещали украинцам нечто иное, а не дорогостоящих иждивенцев. и тогда жителям украины может показаться очень странной раздача национально-культурного и религиозного достояния невесть кому и невесть за что.
Последнее редактирование: