"Нравственность как аксиологический аспект права".
Наш разговор был о справедливости.
Вы забыли, что сами же предлагали обсудить?
Процитировать сможете?
Ещё кое-что о справедливости как основе нравственности.
Нравственные основы общества в правовом государстве
http://moluch.ru/archive/100/22447/
Право и нравственность определяются общественным пониманием. В процессе правового воспитания нравственные ценности приобретают правовое значение, рассматриваются в контексте правовой системы.
К : о чьём воспитании речь?В любом государстве воспитание начинается с семьи.Надо быть повёрнутым,чтобы начальное воспитание собственного ребёнка рассматривать в контексте правовой системы.Для понимания необходимо просвещение.Для достижения нужного некоторой стороне понимания людьми справедливого устроения необходимо манипулирование их сознанием.
Развитие общественных процессов меняет структуру и содержание современного общества. Оно становится более сложным. Морально-нравственные устои, всегда лежащие в его основе, теряют свою значимость.Вряд ли можно найти более значимую и одновременно сложную проблему, каковой является проблема морально-нравственной составляющей права во всех его воплощениях, учитывая, что нормы позитивного права, выраженные в законах и иных источниках права, обусловлены общественным пониманием, отражают «законы» общества, его социальные потребности, ожидания и разрешения возникающих в нем противоречий.
К : логика-всегда(!)лежащие теряют(!)...Проблема в несправедливом уложении жизни.Сказать надо, что общество подвержено влиянию многопланового воздействия извне и политико-экономическому направлению власти государства. Самоорганизация, самодостаточность общества на переломе истории малозначительны.В зависимости от того, как ориентирована власть, изменение структуры и содержания общества,в том числе и его морально-нравственных устоев, происходит строго обусловленным образом.Усложнение общественных процессов вызывается их кризисом и необходимостью выхода из него,поэтому требуют от власти их чёткого понимания, просвещения общества,а следовательно-полной личной ответственности,которая согласно собственным нравственным требованиям осознаётся ей самой и закрепляется в праве.Общество лишь хранитель нравственности,люди -её носители.Мораль либо формируется власть имущими согласно своей ориентации,либо не формируется вовсе.В таком случае на нравственное состояние людей оказывает пример образа действий власти,образа жизни её конкретных представителей,а также естественный собственный образ жизни(семейный,традиционно-социальный,культурный,цивилизационный,человечный). Формирование общественной морали происходит и производится т.о. извне и изнутри,целенаправленно и(или)вынужденно.Правовое сознание граждан по мере воздвижения гражданских институтов начинает влиять на общественную мораль гораздо медленнее,нежели разрушение сложившегося уклада и традиционного устоев общества.Поэтому переходный процесс прежде всего с точки зрения социологии и этики властью должен быть максимально сглажен и чётко сориентирован с насущными и естественно-собственными потребностями общества,а также особенностями социума,государства и географии.Средствами воздействия служат гуманитарные инструменты и достижения НТП,особенно в области информационных и коммуникационных технологий.
Представление о праве как об универсальной системе справедливых установлений, создающих условия для осуществления независимой воли, сближает его с моралью, поскольку и право, и мораль открывается социальными регуляторами.
К : логика-если право универсальная система справедливых установлений,то она не сближается,а должна включать мораль,иначе она действует в своей ограниченной области,затрагивающей мораль.Далее.При перекосе в правовой системе(нарушении образующего принципа эквивалентности)её универсальность проявиться в осознании кризиса права не только правоведами,но сторонами правовых отношений и исправлении неэквивалентности,как единственный выход из кризиса.В течении весьма длительного времени.Кто его может предсказать? Сторона ,при таком перекосе получающая большую выгоду,станет мораль подстраивать под себя или намеренно исключать из общего поля зрения,хотя о регулятивной функции морали как и права никто не спорит.Моментально в этом случае пострадает нравственность.При преобладании в обществе уверенности в универсальности правовой системы и одновременном неразвитии системы морали в течении времени,сопоставимом с циклом человеческой жизни, нравственность носителей разрушается.Если в этих условиях(напр.гарантированных экономических кризисов,-кто будет спорить,что право есть отображение обустройства (экономической) выгоды) пройдёт смена ряда поколений людей,подвергнутся разрушению более глубокие нравственные основания людей и общественной жизни.
Понятия справедливости и свободы, будучи основными ценностями морали, объясняют и природу права. Право строится на ценностях внешнего равенства, справедливости, заключающейся в эквивалентности полученного и предоставленного, свободы как положения осуществления правовых отношений.
К : Во-первых, из высказывания следует,что мораль по отношению к праву первична.Во-вторых,если право сознательно только строится на внешних ценностях,то мораль выстраивается сознательно или нет на уже существующих,глубинных в социальной природе нравственных основаниях понятий справедливости и равенства.Что делает её вторичной к естеству человеческой нравственности,но и определяющей её человечное развитие.
Для морали преимуществены ценности добра, справедливости, свободы как непременного условия для возможности осуществления морального выбора. Таким образом, в процессе правового воспитания нравственные ценности приобретают «правовое значение», дифференцировано применяются в контексте правовой системы относительно конкретной правовой ситуации, не теряя при этом, общезначимый характер.
К : образ свободы верен,но исходя из этого,не слишком ли формализовано рассуждение для вывода в кавычках?
Определяющим элементом морально-нравственной деятельности человека, характеризующей подлинность поведения личности, является его поступок. «Человек, совершающий нравственный поступок, этим еще не добродетелен; индивид добродетелен, если данный способ поведения является базовой чертой его характера, следовательно, человек есть не что иное, как ряд последовательных его поступков». Особая роль отведена исключительно верующему человеку, поскольку, по мнению священнослужителей и представителей религиозных культов, именно, он может быть истинно нравственным человеком, поскольку «живет по-божески», соблюдает библейские заповеди.
К : выше я говорил,это называется образ действий и образ жизни.