• Вы находитесь на политическом форуме, где беспристрастно и объективно обсуждаются поставленные проблемы. Здесь действует принцип равенства к форумчанам вне зависимости от политических предпочтений или принадлежности к какой-либо партии. Данный форум предназначен для дебатов, и не относится ни к какой политической партии. Ситуация в современном политическом мире такова, что даже внутри одной партии существуют разногласия или разное отношение к какому-либо вопросу. Порой мы сходимся в каких-то вопросах, а взгляд на определенные проблемы ставит нас по разные стороны баррикад. На этом форуме мы можем обсуждать все политические проблемы в вежливой гражданско-правовой форме. Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться или войти сразу через любую социальную сеть. Для просмотра сообщений выберите раздел.

Мигран Мавиян. Пережив геноцид

Пётр

New member
Регистрация
9 Дек 2014
Сообщения
230
Реакции
0
Баллы
0
s97865275.jpg
Мигран Мавиян родился в Адабазаре 26-го июля 1900 г. Летом 1915 г. турецкое руководство начинает резню и депортацию 25,000 армянского населения Адабазара. Вся семья Мавиян уничтожается, спасаются только трое детей – Мигран, его сестра и брат. После Мудросского перемирия (октябрь, 1918 г.) они вместе с 4000 другими армянами возвращаются в Адабазар, находят свой дом разрушенным и вынужденно покидают его. Оставшиеся на месте 300 армян впоследствии уничтожаются. После долгих скитаний Мавиян уезжает во Францию, поселяется в Марселе и занимается активной общественной деятельностью. Он являлся сотрудником Комитета помощи Армении, с 1928 г. Французской коммунистической партии.
1940-1941 гг., во времена окупации Франции со стороны Германии, Мавиян участвует во французском движении Сопротивления, становится членом отряда героя армянина французского Сопративления Мисака Манушяна. В своих воспоминаниях Мавиян пишет. «С 1941-го года гитлеровцы сбросили с себя маску «добрых оккупантов». Начали с евреев, которых заставили носить на груди желтую звезду. Потом собрали их всех – мужчин, женщин, стариков, детей и согнали в Дранси. Все это напоминало мне трагедию армян в 1915 году».

В отряде Манушяна было много представителей других национальностей, в том числе и еврей по имени Лео, бывший боец интербригады, которая с 1936 по 1939 гг. сражалась против итало-немецких окуппантов и фашистов. Было ясно, что его нужно было скрыть. Мавиян взял из Армянской апостольской церкви свидетельство на имя Левона Басмаджяна из Адабазара, на основании которого были приготовлены документы рабочего немецкого аэродрома, строившегося в городе Конш. Мавиян пишет в своей книге, что Лео оправдал эти старания, став одним из отважных бойцов отряда Манушяна.
Тем не менее, в оккупированном Париже, сопротивление группы армян не могло остаться не замеченным немецкой полицией. 22-го февраля 1944 г. Манушян с некоторыми своими соратниками был схвачен и расстрелян в Мон-Валериане, неподалеку от Парижа. В годы оккупации Франции на этом месте были расстреляны 4500 человек. Мавияна арестовали на день позже – 23-го февраля, заключили в «Френ» - тюрьму для приговоренных к смертной казни, из которой «выход» был только в концентрационные лагеря. После месяца пыток и допросов Мавияна переводят в лагерь Компьен, в котором были помещены военнопленные и политические заключенные: «Отныне у меня не было ни имени, ни фамилии, а только номер 29063».

27-го апреля 1944 г. Мавиян с 1800 пленными был отправлен в Германию. Он был переведен в самую совершенную фабрику смерти гитлеровского режима-Освенцим, на воротах которого тянулись буквы: «Arbeit macht Freiheit» (Труд делает свободным). Мавиян пишет, что дым, выходящий из квадратного каменного здания Освенцима, стал его кошмаром. Из Освенцима в Бухенвальд, потом в Флосенбюрг, который «по сравнению с Бухенвальдом был адом. Вошедший сюда не должен был выйти живым». В лагере Мавиян стал очевидцем бесчеловечных зверства нацистов, смерти своих товарищей, в том числе и армян, прошел через множество лишений...
В 1945 г. в Флосенбюрг были переведены заключенные из других концентрационных лагерях, евреи были убиты на месте, других заставили шагать в горы. 20 апреля был отдан приказ покинуть лагерь: «Я снова переживаю дни своего отрочества – путь изгнания моего народа. Я вижу трупы армян, брошенные на обочинах дорог – пища для гиен, ворон. А сейчас я шагаю мимо трупов людей всех европейских национальностей», - пишет Мавиян.

Американские танки приближались, в воздухе виднелись ненемецкие самолеты. Мавиян понимал, что заключенные, идущие по склону горы отныне становились свидетелями, и их убийство было необходимым условием для немецких эсэсовцев, которых охватила паника. И Мавиян сбежал, неся на спине друга Бешара.
Свой долг перед павшими друзьями Мавиян выполнил в 1946 г. 10 июня он едет в Германию, в Дахау - бывший концентрационный лагерь, ныне превращенный в трибунал и дает показания против преступников Флосенбюрга.

Спасая еврея Лео, участвуя в движении Сопротивления, проходя через нацистские концентрационные лагеря, являясь не человеком, а просто номером (Освенцим №186060, Бухенвальд №53350, Флосенбюрг №10018), Мигран Мавиян выжил, возвратился во Францию, опубликовал свои мемуары - «Из преисподни» в 1976 г., с надеждой на то, что книга станет памятником всем его товарищам, сожженным в гитлеровских лагерях смерти и надгробной плитой на безвестной могиле его отца, Минаса Мавияна.
 
Последнее редактирование:
Вместе с тем в наши дни, по мере того как идеи демократии и свободы все более начинают доминировать в общественном сознании и повсеместно приобретают основополагающую роль, все настойчивее звучит в мире призыв к признанию Геноцида армян и осуждению преступлений турецкого государства против человечности, которые не имеют срока давности. В ряде государств (включая и Российскую Федерацию) были приняты официальные резолюции с осуждением Геноцида армян.
 
положение армян в византийской империи история армян как христиан отсчитывается с начала миссионерской деятельности сподвижников пророка исы - апостолов варфоломея и фаддея на восточных землях. в 301-м году по христианскому летоисчислению армяне приняли христианство как официальную религию. в том же году было образовано главное армянское патриаршество - эчмиадзинское. отделившись в vi веке от римской церкви в городе гюдс армяне сформировали свое армянское патриаршество. армия, мобилизованная византийским императором против алпарслана сельджука, по мусульманским и христианским источникам состояла от двухсот до шестисот тысяч солдат. перед выступлением в поход на малазгирд до византийского императора дошла весть, что армяне приносят государству больше ущерба, чем турки. поверив этой информации, император, вернувшись из похода, поклялся уничтожить армян под корень. поэтому некоторые армянские военачальники из штаба византийской армии отправили султану алпарслану письмо, следующего содержания: "назад не поворачивай, существенная часть армии на твоей стороне". как относились византийцы к армянам, жившим длительное время под их властью? матеос урфийский так описал этот вопрос со слов своих современников: "…они (византийцы) из-за своих религиозных верований подвергли католикоса (хачика) различным пыткам. в 993-м - 994-м годах римский царь собрав большие силы двинулся войной на армян и взял многих из христиан в плен. он, как вредоносная змея все вокруг овеял смертью и занял место неверующих народов". а как относились к армянам, бившимся против них в одном строю с византийцами, турки? тот же матеос об этом писал так: "с 27 февраля 1090 года по 26 февраля 1091 года армянский католикос барсег отправился на прием к великому вседержателю султану меликшаху. решил поведать великодушному и славному султану иранцев и всех христиан об ущемлении и притеснениях, которым подвергаются христиане в некоторых регионах, налогах, сбираемых с духовников и церквей божьих. султан принял господина барсега, оказал ему почет и исполнил все его чаяния. султан освободил от налогов все церкви, монастыри и духовников, вручил грамоты католикосу армянскому и благосклонно отправил его в путь". положение армян в османской и сельджукской империях в период расселения сельджуков по анадолу, армяне еще не создали там никакого политического объединения. на протяжении существования империи сельджуков, армяне не подвергались таким притеснениям и безразличию, как в составе византийской империи. историю начала османо-армянских отношений можно начать отсчитывать со времен орхан бея (1326-1362). в 1326-м году захватив бурсу и сделав ее столицей своего государства, орхан бей, в целях защиты армян от византийского ига, позволил сформировать им отдельную общину. из кутахии в бурсу переместился и армянский религиозный центр. фатех султан мухаммед после завоевания стамбула сделал его новой столицей и в 1461-м году в него переехал религиозный глава армян епископ ховагим, а в саматии в монастыре сулу было создано армянское патриаршество, для управления армянскими свободами и дарованными религиозными льготами. с этого момента армяне начали формироваться как "григорианская нация". самый удачный период для армян был в 1461-м - 1630-м годах. после 1630-го года, параллельно с упадком османской империи среди армян начались религиозные распри. часть армян выразив склонность к римской католической церкви, в 1701-м - 1702-м годах приняла католичество. наконец, в 1831-м году при посредничестве французского посольства махмуд ii признал армянское католическое общество. таким образом, часть армян, проживавшая на территории османской империи наравне с эчмиадзинским и сисским (козанским) католикоствами попали под политическое покровительство рима и франции. Xviii век характеризуется как период возрождения армянских религиозных верований. англия, стремившаяся достичь благорасположения со стороны армянской общины добилась разрешения на строительство протестантской церкви в иерусалиме и ввела ее в действие в 1845-м году. как мы видим, для того, чтобы наладить отношения с армянами, англичане тоже воспользовались религиозными каналами. в 1846-м году при помощи и покровительстве английского посла в стамбуле начало функционировать "управление делами протестантской общины" и в 1850-м году оно было признано как "армянская протестантская нация". спустя некоторое время сша и германия, вслед за англией, за счет пожертвований совместно попытались начать распространение протестантства. таким образом, как видно из исторических и религиозных источников, григорианское, католическое и протестантские течения, распространенные среди армян во второй половине xix века начали создавать напряженную националистическую ситуацию в турции. иностранные миссионеры усилили свою пропагандистскую деятельность, находясь под защитой "указа о реформах" от 1856-го года, закрепившего принцип свободы совести. в миссионерских школах армян обучали языку, проводили уроки по истории армян и культуре. кроме этого, многие богатые армянские семьи отправляли своих детей на учебу в англию, францию и другие европейские страны. эти дети, получив за рубежом воспитание в духе национализма, вернувшись, были ярыми приверженцами радикальных реформ. таким образом, миссионеры добились национально-культурного возрождения среди армян. османская империя доживала свои последние дни. каждый из наследников этой великой империи изобретал свои способы, чтобы урвать от нее кусок побольше. по этой причине иностранные миссионеры оказывали всяческую помощь армянской церкви. вне зависимости от того, какое из европейских государств было заинтересовано в крахе османской империи, каждое из них считало вопрос религии первостепенным, а некоторые напрямую, в силу общности христианских верований, стремились помочь армянам. инициатором идеи армянской автономии на территории османской империи выступил священник мкртыч хырымъян. связывавшие свою дальнейшую судьбу и судьбу своего народа с турками, армянские банкиры, ростовщики, государственные деятели выступили против него. хырымъян, как патриарх, не достигший своей цели, в августе 1873-го года вынужден был подать в отставку. сменивший его патриарх нерсес варджабедян продолжил дело своего предшественника. накануне османо-русской войны 1877-1878-го годов перед армянами замаячило два выбора: либо остаться преданными османской империи, либо совместно с другими христианскими обществами поддержать вторженье иностранных интервентов. патриарх нерсес в письме от 13-го апреля 1878-го года, отправленном английскому министру иностранных дел лорду сэлсбери пишет: "больше невозможно совместное проживание армян и турков. истинное равенство, справедливость, свобода совести осуществимы только при христианском правлении. место мусульманского правления должно занять христианское. армения (восточный анадолу) и киликия в ряду территорий, на которых должно быть установлено христианское правление… армяне турции хотят именно этого… то есть, также, как было в ливане, армяне хотят покровительствующего им христианского правления". на встрече 17-го марта с английским послом лиярдом, нерсес сказал следующее: "год назад у нас не было никаких претензий к правлению мусульман, но победа русских коренным образом изменила ситуацию. мы желаем создания независимого армянского государства на востоке. если вы не поможете нам в реализации этого желания, то с подобной просьбой мы обратимся к россии". на вопрос посла "что вы подразумеваете под армянским государством?", патриарх ответил "ван, сивас, диярбекр и киликия". когда посол отметил, что ни на одной из названных территорий армяне не составляют большинства, патриарх так объяснил цели армян: "мы это знаем, однако сейчас россия прибирает земли на востоке к своим рукам. баланс сил между османской империей и россией существенно поколебался. мы должны позаботиться и о своем будущем". человеком, который встретился на идущих в аястефаносе (яшылкей) мирных переговорах с главой русской делегации - братом царя великим князем николаем и добился от него включения в обсуждаемое соглашение пункта, относящегося к армянам, был опять таки патриарх нерсес. зная о том, что заключенное аястефанское соглашение будет пересмотрено в берлине, нерсес начал вести активную деятельность на территории всех государств, чье участие планировалось на предстоящем конгрессе.
 
для достижения этой цели главный епископ бешикдаша хорен нар бей отправился в петербург на встречу с царем александром ii. хорен нар бей просил у императора оказать покровительство османским армянам и защищать их интересы на берлинском конгрессе. другая делегация, возглавляемая бывшим патриархом хырымъяном, совершала путешествие по европейским столицам (рим, вена, париж и лондон) и обращалась к политикам этих стран с просьбой поддержать армянские интересы. с этой целью члены делегации составили проект, состоящий из 7 пунктов, который позволял бы армянам создать на территории турции армянское государство. принимая во внимание этот факт, нельзя не признать, что нет ничего нового в том, что армяне стали "частыми гостями" в европе.
 
патриарх нерсес варджабедян с одной стороны, в письме, отправленном главе манчестерского армянского комитета карекину папасяну, выразил благодарность россии и надежду на помощь англии в проведении политики улучшения культурно-экономического уровня, а с другой стороны на встрече 30-го июля в стамбуле с английским послом лаярдом, известил его о том, что уже передал проект конгрессу и попросил от англии оказать поддержку в его принятии. кроме этого, патриарх нерсес отправил искаженные данные из церковных источников, о числе армян, проживающих на территории турции. в берлине "армянский вопрос" был принят ко вниманию великими державами и рассматривался как "реформы", которые следует провести в османской империи. статья, на которую уповали армяне и которая должна была им дать независимость либо автономию, как в ливане, так и не была рассмотрена всерьез и армяне не получили ничего кроме пустых обещаний. армяне остались недовольны таким поворотом событий. патриарх нерсес решил, что данный вопрос необходимо решать путем восстания и создания хаоса в стране, и с этой целью сформировал в патриаршестве "комиссию по реформам". в приказе, отправленном этой комиссией во все епископства, содержались призывы к восстанию. этот приказ сдержал следующие требования, которые надлежало выполнить провинциальным епископам: 1. для затягивания армянского вопроса все армяне, вне зависимости от того, григориане ли они, протестанты, католики или придерживаются иных течений - должны считаться равноправными; 2. в школах умы учащихся должны наполняться мыслями об армении. в деревнях, в которых нет школ или которым не хватает денег, чтобы нанять учителей, священники должны научить мальчиков и девочек подписываться. кроме этого, подписываться должны уметь и взрослые, живущие в городах и деревнях, потому что это понадобиться в будущем; 3. провинциальные начальники и общины должны часто встречаться с иностранными послами. проблемы армян должны быть представлены всем послам, с ними необходимо завязать тесные, дружеские отношения; 4. европа защищает интересы всех армян и служит им опорой. просвещенные европейские государства готовы к этому. понять претензии армян-христиан и найти к ним подход - требование 61-й статьи берлинского конгресса. армяне теперь должны доказать это, представить себя как умелую, способную нацию, заслуживающую доверия и стремящуюся приобщиться к науке. должно внушить послам, что мы жаждем спокойствия и реформ; 5. где бы то ни было, армяне, встретив европейского путешественника, обязаны радушно принять его, и выразить ему максимальное уважение. путешественникам следует рассказывать старинные армянские предания, они тоже должны оказать помощь в решении армянского вопроса; 6. эти пункты должны быть разъяснены и внушены церковной общине, священникам и церковным деятелям;7. османское государство не окажет препятствий становлению искренних отношений с европейскими путешественниками, в противном случае, сведения о насилии, пытках или иных непотребствах должны быть отправлены местным властям, в ближайшее посольство, и со всеми подробностями отписаны в патриаршество.после этого самые обычные происшествия в провинциях раздувались местными епископами и искаженными преподносились европейцам, как факты "турецкого насилия и угнетательства". после провозглашения парламента хоть и кажется, что деятельность армянских комитетов пошла на спад, патриаршество стало настоящим центром комитетчиков. учителя и провинциальные епископы после длительной пропаганды отбирали молодых и фанатично преданных священников, которые работали за счет комитета. комитетчики для того, чтобы добиться власти и преимуществ в местах проживания армян, постарались подчинить местных епископов. говоря иными словами, после объявления парламента, в центре террора стояла армянская церковь.в рапорте за номером 602, отправленном из российского посольства в битлисе в российское посольство в стамбуле, связь церкви и дашнаков показана с изобличающей откровенностью. в рапорте так говорится о деятельности дашнаков в битлисе и муше: "занимающийся якобы сбором денег для мушских школ революционер карник, до того, как стать членом дашнакского комитета ранее был священником. настоящее имя даджад вартабед. после, отринув духовничество, вступил в дашнакский комитет. затем, как и иные армянские революционеры взял себе подложное имя…сейчас известен под именем кармен. в школах, организованных армянскими общинами и духовными управлениями, дашнаки числятся инспекторами. в прошлом году и начале этого года участились случаи вмешательства членов дашнакского комитета в религиозные дела. вмешательство дашнаков в дела мушского духовенства чувствуется особо сильно, они подчинили их своей воле.вмешательство дашнаков в дела духовенства в муше проявляется и в том, что религиозные деятели переезжают в другие части провинции. не так давно, в момент визита мушского епископа нерсеса гарханяна в битлис, кармен с ним не разлучался. куда бы ни шел епископ, кармен обязательно был с ним. интересы армянского духовенства и членов дашнакского комитета по политическим и ряду других вопросов полностью совпадают". весной 1915-го года, то есть спустя шесть месяцев после вступления турции в первую мировую войну, армянские повстанцы под руководством церкви и покровительством россии стали осуществлять следующую деятельность:1. армянские комитетчики планировали сразу же присоединиться к русской армии, как только она перейдет границу и сражаться в ее рядах. 2. несмотря на объявление мобилизации, призывники-армяне уклонялись от несения воинской службы, вооружившись, укрывались в горах. 3. призванные на воинскую службу сбегали с нее вместе с вверенным оружием и присоединялись к партизанам, находящимся в подчинении у комитетов. 4. в ряде мест восточного анадолу усиливается деятельность комитетов, вводятся в строй оружейные мастерские, создаются склады оружия. 5. производились нападения на беззащитное и безоружное мусульманское население, множество мирных жителей было жестоко убито. 6. обостряются нападения на официальные учреждения, солдат и жандармов. число погибших военнослужащих измеряется сотнями. 7. в различных областях страны вспыхивают восстания, самыми неспокойными становятся восточные регионы.8. в области вант вспыхнул сильный бунт, армяне, совместно с русской армии творили в городе бесчинства, многие жители были зверски убиты. 9. всю эту деятельность возглавляли армянские депутаты османского парламента, известные дашнаки, священники, доктора и адвокаты. с другой стороны, было образовано "добровольное объединение армян", целью которого было осуществление антигосударственной деятельности на кавказе и восточном анадолу. в число образованной с этой целью в сша "комиссии по национальной обороне" вошли бывший епископ кутахии мушег, бывший епископ анкары папген, епископ кутахии папген колесерян, бывший проповедник фарикея и ускудара дирайр. все члены комиссии - духовные лидеры, годами имевшие паству в турции. таким образом, в 1915-м году армяне стали причиной события вошедшего в историю как "департация армян". закон о департации (27 мая 1915 г.) был принят в качестве средства защиты безоружного мирного населения и османской армии от армянских партизан, а не с целью наказания армян, как они сами утверждают. европейцы же воспринимают это событие как армянский геноцид, потому что геноцид свойственен западной культуры. однако, османское государство, будучи в опасном положении, вынуждено было прибегнуть к высылке. в действительности, высылка была использована турками как метод "переселения и колонизации". и к армянам, творившим в 1915 году террор в восточном анадолу и присоединившимся к русской армии, был применен данный метод. невозможно представить, что османская империя, на протяжении всей истории гораздо гуманнее других государств относившаяся к малым народам, могла устроить геноцид одного из них в xx веке.
 
Провозглашаемое армянами событие как геноцид - неотделимая часть их пропаганды. Но что же на самом деле произошло? Этот период намеренно извращен армянскими историками и окутан покровом тайны.ПОЧЕМУ ЗАПАД ЗАЩИЩАЕТ МИФ О ГЕНОЦИДЕ АРМЯН?Я должен обратить ваше внимание на две основополагающие причины: некоторые страны поддерживают притязания армян в силу политических причин, другие - разделяя с ними общие христианские верования и убеждения. Представленное ниже деление причин в своей основе имеет уже названные две, и искать какие-то иные не имеет смысла. Политические причины различны, но в любом случае, для того, чтобы оставить армян довольными и ущемить интересы Турции, использовались следующие факторы: 1. Совет Европы считает полезным иметь в своих руках средство давления на Турцию и в нужный момент привести в действие механизм обвинения Турции в проведении "армянского геноцида". 2. В период выборов в западных странах всегда можно прибегнуть к займам денежных сумм у членов армянской диаспоры, добившись их расположения путем удовлетворения любых запросов. 3. Нельзя без внимания оставлять и тот факт, что членство Турции в Совете Европы автоматически сближает Европу со Средним Востоком, что не нравится Америке, и поэтому она будет сеять рознь между Турцией и Европой и найдутся те, кто возглавит такую политику. 4. В действительности Запад считает политику, проводимую такими странами, как Армения, Греция более близкой себе в силу культурной и религиозной общности, не взирая на то, какие фантастические идеи не выдвигались в этих странах. 5. Приведенная выше краткая историческая справка выявляет, как минимум, одну характерную черту армян: когда страна, гражданами которой они являются, процветает, армяне остаются ей преданны, как только страна ослабевает, они сразу же поднимаются на восстания и склоняются к предательствам. Со времен Византийской империи и до наших дней, армяне отворачивались от своих союзников, видя их слабость, вступали в переговоры с другой стороной. Для того, чтобы донести до них свой голос, даже занимались массовым сбором подписей среди населения. Армяне тратили все свои силы на приобретение политических выгод, а такие проблемы, как голод, нищета, отсталость, оставались вне их рассмотрения. Естественно, что такая политика приносила свои плоды. Успех армян в борьбе за признание "геноцида" можно сравнить с успехом прилежного ученика, разница лишь в том, что их успехи венчает искажение исторической действительности. Если и существуют какие-то еще иные причины, то все они могут целиком войти в состав приведенных групп.Религиозные же причины нижеследующие: 1. Нет ничего удивительного в том, что исключительно из чувства общности верований религиозные и фанатичные люди стремятся отстоять претензии армян. Следует принять во внимание то, что во Французском Сенате достаточно 10% голосов, для того, что бы обсуждаемый вопрос был принят. Нетрудно вообразить, что могут сделать религиозные фанатики, даже малым числом. 2. Некоторые политики, не будучи даже убежденными верующими, в любом случае не останутся равнодушными к просьбам своих единоверцев. Иные же, исключительно для того, чтобы не оттолкнуть от себе религиозный электорат, подпишутся под любым документом. 3. Другая группа политиков опасается, что армяне могут пожаловаться их избирателям. 4. Наконец, не стоит забывать и психологический фактор. Даже рядовой парламентарий-европеец никогда не станет отстаивать интересы турков перед армянами. На чемпионате мира по футболу в 1998-м году, когда встретились команды Ирана и США, весь мир подсознательно разделился на две части. В тот момент даже те мусульманские страны, которые, в общем-то не симпатизируют Ирану, болели за его команду, а весь христианский мир поддерживал Америку. 5. Из исторических источников известно, что турки всегда препятствовали странам, применявшим политику дикой эксплуатации. И потому не стоит удивляться действиям некоторых стран, питающих по этой причине затаенную месть к Турции. Конечно же, мы не собираемся выносить какие бы то не было суждения в споре права ли Турция или Европа на одной лишь религиозной основе. Однако, нельзя отрицать, что вся выше приведенная информация - историческая действительность.
 
Назад
Сверху