• Вы находитесь на политическом форуме, где беспристрастно и объективно обсуждаются поставленные проблемы. Здесь действует принцип равенства к форумчанам вне зависимости от политических предпочтений или принадлежности к какой-либо партии. Данный форум предназначен для дебатов, и не относится ни к какой политической партии. Ситуация в современном политическом мире такова, что даже внутри одной партии существуют разногласия или разное отношение к какому-либо вопросу. Порой мы сходимся в каких-то вопросах, а взгляд на определенные проблемы ставит нас по разные стороны баррикад. На этом форуме мы можем обсуждать все политические проблемы в вежливой гражданско-правовой форме. Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться или войти сразу через любую социальную сеть. Для просмотра сообщений выберите раздел.

Никита Михалков: образование превратилось в "Поле чудес"

А скажите,Александр,Где слово правды?
Существует множество трактовок известного-(в)начале было слово.Но никто не сомневается в архиважности смысла этого самого слова.
Ведь Михалков говорит полуправду.Не до конца правду.Правду с умолчаниями.НЕ СОВСЕМ правду.А она такой может быть?
 
А скажите,Александр,Где слово правды?
Существует множество трактовок известного-(в)начале было слово.Но никто не сомневается в архиважности смысла этого самого слова.
Ведь Михалков говорит полуправду.Не до конца правду.Правду с умолчаниями.НЕ СОВСЕМ правду.А она такой может быть?
С правдой (или пусть даже полуправдой) Михалкова как раз таки всё должно быть предельно ясно.

В обозримой истории все военные интервенции по захвату территорий славянского жизненного пространства оканчивались неудачами для самих интервентов.
Тогда (видимо уже после второй мировой) зародилось что-то вроде плана «Б» по вживлению «червивости» в умы и сознание людей России, с тем, чтобы подорвать базис ценностей, за счёт чего русский мир оставался непокорённым.

"Окончится война, все как-то утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, - всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению.

- Посеяв в Советском Союзе хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Как?

- Мы найдём своих единомышленников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа на Земле, окончательного, необратимого угасания его самосознания.

- Из литературы и искусств мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.

- Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.
Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.

- Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточничеству, беспринципности.
Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого.

Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, предательство, национализм, вражду народов и, прежде всего, вражду и ненависть к русскому народу,- всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветёт махровым цветом.

- И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества.

- Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением.

- Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать на молодёжь - станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из неё циников, пошляков и космополитов"


(Из романа советского писателя А. Иванова «Вечный зов»)

… Что в настоящем и происходит, не правда ли?
К этому остаётся добавить разве что о внедрении в образовании системы оболванивания… «коекакания»… понижающего степень образованности, культуры и как следствие низкий образовательный уровень в подготовке технических и пр. профессиональных кадров.

…вот, собственно, и всё, что не досказал Михалков. По-моему.
 
С правдой (или пусть даже полуправдой) Михалкова как раз таки всё должно быть предельно ясно.
(Из романа советского писателя А. Иванова «Вечный зов»)
… Что в настоящем и происходит, не правда ли?
…вот, собственно, и всё, что не досказал Михалков. По-моему.
Александр,у вас есть книга 76-го г. издания?
"в реальности «план Даллеса» — это диалог двух персонажей романа Анатолия Иванова (1928-1999) «Вечный зов», книга вторая(1976) на страницах 510—517. Итак, действие этой части романа разворачивается в 1943 году. Идет разговор двух русских коллаборационистов — бывшего жандарма, ставшего ССовцем – Лахновского с Полиповым, В первом издании этой книги (1976) на страницах 510/517 вы все это можете найти сами, если она завалялась в ближайшей районной библиотеке. Только не ищите в других изданиях и переизданиях «Вечного зова» – этот разговор Лахновского с Полиповым там уже изъят. Говоря профессиональным языком издателей – купирован. Во втором издании романа этот разговор уже «размазан» на десяток страниц очень хорошо смягчен -- сглажен. В таком виде он попал и в одноименный телесериал "Вечный зов":
http://starmidgard.livejournal.com/187354.html
Речь идёт о внешних "диверсиях"по изведению людей в Советском Союзе,а через этот процесс-низведение СССР.Снизу вверх.В действительности,происход-ит всё наоборот.Изнутри.Сверху.
По-видимому четверть века.И вероятно в позднем СССР.
 
Последнее редактирование:
Александр,у вас есть книга 76-го г. издания?...
Да нет. В своё время как то не задавался её приобретением. Да потом и фильм смотрел, когда показывали в 1983г. по ТВ.
… Чудесная постановка, замечательные актёрские таланты, выразительные натурные съёмки. Получился очень жизненный фильм.
… "в реальности «план Даллеса» — это диалог двух персонажей романа Анатолия Иванова (1928-1999) «Вечный зов»...
Мне он (диалог) запомнился, когда на одном из форумов обсуждалась «доктрина Даллеса». Хотя, надо заметить, к оригиналу текста самой доктрины диалог не имеет никакого отношения.

Просто в такой литературной пафосности, автор, на мой взгляд, очень выразительно отразил саму людоедскую суть доктрины (перевод первоисточника http://timecops.biz/forum/viewtopic.php?f=21&t=999)

…Только не ищите в других изданиях и переизданиях «Вечного зова» – этот разговор Лахновского с Полиповым там уже изъят...
Не удивительно.
Для тех, кто и сейчас негласно (… как извне, так и изнутри), исподволь формирует, проталкивает на практике идеологию гнилого, растлевающего, развращающего, подобного рода эссе, побуждающих человека на некоторые размышления, выглядят совершенно не уместными.
Ибо уродство, иррациональность такой идеологии становятся совершенно очевидными, нелицеприятными. Что, разумеется, никаким образом не может вписываться в её рамки.

И потому то…
лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества...

… Речь идёт о внешних "диверсиях"по изведению людей в Советском Союзе,а через этот процесс-низведение СССР....
Надо заметить, что не только во времена Советского Союза, но низведение людей в духе Русского Мира было и остаётся во все времена истории.
Причём, независимо ни от национальной принадлежности, ни от территориального расположения, вероисповедования.
Борьба по существу идёт не на жизнь, а на смерть.

Ибо Русский Мир, благодаря которому ещё существует и поддерживается нынешняя цивилизация, по прежнему остаётся бельмом на глазу для лелеющих вековечную мечту безраздельного господства не просто над какой-то отдельной территорией, но никак не меньше, как над всей планетой под властью единой тирании.

Возможно, сейчас такое у кого-то не совсем укладывается в голове.
Хотя процесс глобализации, особенно с распадом СССР, можно сказать, уже стал приобретать вполне зримые очертания. Особенно это стало заметно за последние два десятилетия.
И нужно быть уж совсем недалёким или больным на голову, чтобы продолжать упорствовать и не замечать очевидного.
 
Никита Михалков образование превратилось в "Поле чудес"

Михалков силён. И умён. Но он скорее враг России, нежели патриот.
 
Согласен с ним. В плане гуманитарки. Технари пока еще держатся. Надолго ли хватит?
 
В какой области сказано,но вопрос тот же -какой России?

Помните стих о Сталинских временах?
"Что то лирики в загоне
что то физики в почете... "

Сейчас ровно наоборот. Россия в сырьевой придаток превращается.
 
..дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
мы, что следовало нам бы!

А Россия не вы?Кому следует?
Лирика и физика только части нашей жизни,где действуют универсальные законы.Россия давно сырьевой придаток.
Захвачена людьми,которым нечего раскрыть,да они и не хотят этого,даже и было что-то,потребляют.А установили такой режим россиепользования мироеды.
Нам хотя бы следовало не ходить на выборы мироедов.Мы превращаемся в придаток,хоть лирики,хоть физики.

П.С. стихотворение 59 г. http://rupoem.ru/sluckij/chtoto-fiziki-v.aspx
 
Последнее редактирование:
А вообще,образование это создание образа или образ создания.Сообразно смыслу сказанного в применении к известному-"по образу и подобию",создание образа или образ создания это одно и то же.
Иное дело,когда вместо образа создаётся видимость,имитация или фантом.Отображение в кривых зеркалах и т.д.В данной теме коснусь эпизода с "Матильдой".За ним стоит отображение истории и современности.

"Матильду" можно рассматривать эпизодом "Нечистой силы".Может быть ,в таком случае, Пикуля поклоненские потребуют запретить,а книги-сжечь ?(Кто-нибудь, подарите поклонской (написание сохранено)книгу Нечистая сила Пикуля. Там про ее любимого царя-болванчика и тряпку написано хорошо и на основе исторического материала.
https://pikabu.ru/story/aleksey_uchitel_o_situatsii_s_poklonskoy_i_filmom_quotmatildaquot_5316221

1504555441181483273.jpg
Тогда мы ещё, до того как отключат интернет, успеем воочию увидеть как Пикуль горит.
1504559206188750.jpg

Случайности неслучайны http://www.chuchotezvous.ru/predictions/1496.html потому,что конца ветхозаветной истории человечества не видать. "Нечистая сила" Пикуля стоит в ряду с "Цусимой" Новикова-Прибоя.Нынешние властители и нынешняя история России ветхоприемники."«Того, кто крадет крючок с пояса, казнят, а тот, кто крадет царство, становится правителем.»
―Чжуан-цзы https://tsitaty.com/автор/чжуан-цзы
Неслучайно на декабрь 2017 года запланирована премьера спектакля «Нечистая сила» театра «Содружество актеров Таганки».
 
Последнее редактирование:
В Москве установили билборды с перепиской Николая II с женой. 27.09.2017
https://ria.ru/religion/20170927/1505646781.html
1505660497.jpg
МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. Билборды с цитатами из переписки последнего российского императора Николая Второго и его супруги Александры Федоровны, посвященные любви, браку и семейному счастью, появились в разных районах Москвы, сообщили РИА Новости в синодальном отделе Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Цитаты из личного дневника императрицы и ее писем к супругу стали частью проекта синодального отдела "Николай II и Александра Федоровна. Слова о любви".
"Данный проект направлен на утверждение семейных ценностей в российском обществе, а также донесение до людей правдивой информации о жизни царской семьи", — сказал представитель синодального отдела.
Он отметил, что "на протяжении более чем 100 лет личная жизнь семьи последних Романовых остается мишенью для мифов и спекуляций". "Между тем, реальная история их супружеской жизни, основанной на вере, любви и взаимоуважении, может служить образцом семейных отношений для наших современников", — добавил собеседник агентства.
Предполагается, что проект "Николай II и Александра Федоровна. Слова о любви" со временем станет "примером доступного и позитивного способа раскрыть неизвестные и полузабытые страницы российской истории".
 
Последнее редактирование:
МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. Билборды с цитатами из переписки последнего российского императора Николая Второго и его супруги Александры Федоровны, посвященные любви, браку и семейному счастью, появились в разных районах Москвы, сообщили РИА Новости в синодальном отделе Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Цитаты из личного дневника императрицы и ее писем к супругу стали частью проекта синодального отдела "Николай II и Александра Федоровна. Слова о любви".
"Данный проект направлен на утверждение семейных ценностей в российском обществе, а также донесение до людей правдивой информации о жизни царской семьи", — сказал представитель синодального отдела.
Он отметил, что "на протяжении более чем 100 лет личная жизнь семьи последних Романовых остается мишенью для мифов и спекуляций". "Между тем, реальная история их супружеской жизни, основанной на вере, любви и взаимоуважении, может служить образцом семейных отношений для наших современников", — добавил собеседник агентства.
Предполагается, что проект "Николай II и Александра Федоровна. Слова о любви" со временем станет "примером доступного и позитивного способа раскрыть неизвестные и полузабытые страницы российской истории".

А зачем это нам?

Нам Есенин по душе:

Письмо к женщине

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состоянье.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!

Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.
 
А зачем это нам?Нам Есенин по душе
А что это и кому нам?Образование,Матильда или билборды?
Есенин русское дарованье миру.Лицом к лицу лица не увидать.Большое видится на расстоянье.

Однако ж что "нам"надо-

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому! (это был вопрос)

или ответ на вопрос
Куда несет нас рок событий...

не поднимая
знамя вольности
И светлого труда?

в то время,когда

Корабль в плачевном состоянье.
Земля - корабль!
 
Последнее редактирование:
Россия ..
Захвачена людьми,которым нечего раскрыть,да они и не хотят этого,даже и было что-то,потребляют.А установили такой режим россиепользования мироеды.
создание образа или образ создания это одно и то же.
Иное дело,когда вместо образа создаётся видимость,имитация или фантом.Отображение в кривых зеркалах
В современной России надо говорить не об отображении (образа нет),а об отражении явлений.

В России говорят на языке депрессии
https://7days.us/v-rossii-govorat-na-azyke-depressii
Россиян лишают речевых формул, пригодных для объяснения того, что с ними происходит. Извращение политического словаря, навязываемого нынешнему поколению, наблюдается впервые в истории человечества, утверждает исследователь новейших языковых явлений, профессор Гасан Гусейнов в беседе с обозревателем «Росбалта» Сергеем Шелиным.
— В прошлый раз мы разговаривали три года назад, почти в самом начале посткрымской эры. Вы сказали тогда, что в стране не осталось общепринятого языка для описания политических событий. Есть только язык ненависти. Что с тех пор изменилось?
Он стал языком депрессии. Острой ненависти, по крайней мере в словесном выражении, люди уже не испытывают. Но как себя выразить, не знают.
За 90-е годы у наших заикающихся постсоветских людей возникло ощущение, будто они могут говорить — и это приведет к каким-то последствиям. Отразится на выборах, на политических решениях, на чьем-то уходе в отставку. Вот собрались мы — сто человек — сказали что-то, и наш покрытый красными пятнами директор объявляет, что он уходит… У людей на десять лет проснулось это ощущение. Потом оно прихлопнулось. А потом настал 2014-й. И сейчас очень интересный момент — снова начинается какое-то шевеление. Должен появиться новый язык. Но у него нет образцов.
Есть ли на ТВ передачи, которые занимаются русским языком? Не «культурой», а именно языком? Таких передач там нет и быть не может. Потому что люди сразу увидели бы контраст между тем дерьмом, гноем и кровью, которые льются из киселевых-соловьевых, и любым нормальным разговором о языке. Вообще любым. Разговор о чем-то сущностном там невозможен в принципе. Ведь когда он пойдет, этот контраст станет совершенно непереносимым.
— Но есть еще и школа, в которой преподают язык и литературу. Существуют вузы с филологическими факультетами. Чему они учат, как не языку?
— Они учат все-таки специфическому языку. К сожалению, основной настрой везде такой старый, архаичный — на высокие образцы прошлого. Самое позднее, на 60-е годы ХХ века. Тон задают люди, застрявшие в полувековой языковой давности.
— Вы не боитесь сказать такое про профессоров элитных московских университетов?
— Не боюсь. Существует страх перед современной литературой. В ней столько ненормативного, что непонятно, как это преподавать. Современной поэзии — текущей, живой — там просто нет места. А именно поэзия, как выразились бы в советское время, «передовой край языка». Поэтический язык может дать новые формулы речи, которые способны обернуться каким-то жизненным действием.
— Может быть, нам пора в порядке рабочей гипотезы признать, что эти времена прошли?
— Нет, сейчас у меня ощущение, что новый язык придет не из круга политических активистов, а из той среды, которую молодежь воспримет как свою. Почему был такой голод по совершенно идиотическому баттлу Оксимирона и Гнойного?
— Вам понравилось?
— Дело не в том, понравилось или нет. Есть бешеный запрос на вольное слово, на резкое слово. Мы сами виноваты, что это слово льется в такой чисто матерной форме, но именно оно воспринимается как сильный политический месседж.
— А как вы относитесь к красноречию Навального?
— Как к попытке привить риторическую розу американского стиля к нашим осинам. Это же иностранная речь. Как будто иностранец приехал и говорит.
— Часто просматриваю видеозаписи Навального — вместе с двумя или тремя миллионами сограждан, составляющими постоянную его аудиторию. Я понимаю его логику, не обязательно с ней соглашаясь. Считаю, что у него не всегда хорошо отшлифованный, но достаточно ясный, довольно содержательный и вполне внятный язык.
— А он именно поэтому иностранный. Вспомним речи Ельцина, который был своим в доску, — они же были и очень вязкими, и слишком скупыми. Он говорил невнятными такими формулами. Эта была странная метафорика, но очень в российском стиле — и про заглот суверенитета, и про то, что, мол, устал и ухожу.
— Неужели стилистические ходы Ельцина или, скажем, Черномырдина могут вернуться? По-моему, такую речь уже не примут.
— Да, она приелась когда-то. Поэтому сейчас и ждут такого иностранца, слово которого станет совершенно неожиданным. Я вовсе не считаю, что это плохо, ни в коем случае. Я же сам — «безродный космополит». И об «иностранце» говорю в очень хорошем, в варяжском таком смысле. Как о носителе нового языка, который будет прикольным для всех.
Довольно многие по-прежнему считают прикольным красноречие нашего вождя. По-моему, главное в его риторике — цитаты из советских сериалов, мультфильмов и обыгрывание разных анекдотов.
— Я этот язык называю курортным краснобайством. Где-то на отдыхе, на пляже всегда найдется такой человек, который все умеет, везде был, который плавал-знает. Таких любят. У Путина — чисто этот стиль. Он все время повторяется. И он захватил массы тем, что, оказывается, так можно. Эта хамоватая манера, она — своя. Но, кажется, молодому поколению это приелось.

— Да, на тех, кому немного лет, это, похоже, слабее действует. Но, может быть, причина только в том, что у них нет воспоминаний о прошлом веке? Они не видели эти мультфильмы и сериалы, не слышали этих анекдотов. Они просто не ловят.
— Это тоже есть. Попав в одну молодежную компанию, я убедился, например, что там не любят бардовскую песню. Это чужое для них.
— Не уверен, что и Путин любит бардовскую песню. Лавров да, любит. А блатной шансон те, кому меньше тридцати, тоже не принимают? Или советскую попсу? Еще недавно это так хорошо шло.
— А сейчас не идет. Вызывает отторжение. То, что им теперь нравится — и по-английски, и по-русски, — как правило, требует авторского мастерства. Не попса или шансон, которые профессиональных навыков не требуют.
 
И это в страшном контрасте с абсолютной неспособностью людей, сейчас все засидевших, высказаться компетентно о своем собственном деле. В этом смысле фигура какого-нибудь Сечина с корзиночкой — она и риторически тоже анекдотична. Постоянное ощущение, что вся система власти находится в руках совершенно некомпетентных людей. И их некомпетентность выражается в языке. Они могут ловко изъясняться на уровне курортного краснобайства, но дать на внятном языке хотя бы две—три понятные формулы…
— Они дают понятные формулы! На уровне позднего Леонида Ильича. Который говорил, что экономика должна быть экономной, что программа должна быть продовольственной. У наших вождей тоже есть формулы, причем с давних пор. Национальные проекты. Нанотехнологии. Импортозамещение. Цифровые инновации…
— Еще искусственный интеллект.
— Искусственный интеллект им даже понятнее и ближе, потому что в фантастических романах середины прошлого века покорение людей роботами — обычная тема. Отсюда в том числе и нынешние рассуждения о том, что кто создаст искусственный разум, тот, мол, и будет править миром.
— Но преемственности с брежневскими формулами тут нет. Потому что когда они придумывают новое понятие, то сразу добавляют к нему какую-то хохму, которая его же и разрушает. Они пытаются объясниться со своими подданными, а это невозможно, потому что их словам нет веры. Они претендуют на то, чтобы вести людей за собой, а на самом деле только сеют депрессию.
Многие люди у нас так и остаются в непонимании, где они сейчас оказались. Не хотят поверить, что изменился статус России как культурной страны. Для меня это личная травма. И раньше ведь все было не совсем так, как в нормальной стране. Но это не выглядело чем-то окончательным. Вы говорите — «править миром». А как это понимается при таком правоотступничестве массовом, когда вообще о праве как о общецивилизационном достижении говорить нельзя, нет его? Нет этой области, нет этой сферы. И это — такой контраст по сравнению с Польшей, с Чехией, с прочими бывшими европейскими соцстранами. В 2014 году был нанесен, мне кажется, решающий удар, он развел культуры становления новых обществ. Между нами прошла трещина. Им стало не о чем говорить с нами. Мы не понимаем элементарных вещей. Мы вдруг стали Востоком в старом смысле «азиатского способа производства».
Но по ту сторону трещины, о которой вы говорите, — сплошь национальные государства. Можно оценивать их как современные или старомодные, можно вникать, насколько удачно там все делается — с упором ли на этническую или на гражданскую и демократическую общность, — но это их превращение уж точно не случайно. Таким же путем прошли все бывшие восточноевропейские соцстраны и балтийские государства. А теперь по нему идет и Украина. Удивительно ли, что между национальными государствами и нашей все еще империей образовалась трещина? Слишком разные модели.
Видны ли в сегодняшней России хоть какие-то признаки движения в сторону гражданского государства? К современной нации, для которой нормально быть не племенным конгломератом, а политическим сообществом? Чтобы она сложилась, не обойтись без общего политического языка. Может быть, возникающего по частям, может быть, принимаемого не всеми сразу. Видите ли вы хоть какие-то признаки рождения объединяющих понятий, которые когда-нибудь сложатся в одно целое? В пазл, как говорят интеллектуалы?
— Не вижу. Не вижу именно из-за упрямства организаторов всей этой спецслужбистской спецоперации. Людям кажется, что можно провести такую спецоперацию крутую, такой глобальный заговор учудить, что все получится. Но не получается. Человеческая природа такова, что язык ей нужен не столько для того, чтобы подчиняться или повелевать, сколько для того, чтобы познавать и самовыражаться. Давать другому познать себя и самому познавать другого. А пока делают все, чтобы этого не было. Способность к познанию последовательно выбивают из мозгов. В том числе — к познанию своей страны как многонациональной и многоконфессиональной.
— Допустим, но где ищут такой язык?
Конечно, такой язык инстинктивно ищут в разных средах, и даже кое-где понимают, что нужен именно язык. Т.е. не технологии, которые можно купить или украсть, а язык, который ни купить, ни украсть нельзя. Но объединяющие понятия не найти в вымышленном прошлом. Тут, как в классической риторике, главное — фактор времени. Текущая русская риторика — вне времени, это грубые инструменты хвалы или хулы, играющие на эмоциях людей. Прославляется беззаконие. Выращивается презрение к закону, к праву как таковому.
Именно это объединяет защитников докторской диссертации Мединского и гонителей «мемориальца» Юрия Дмитриева. Язык критики прошлого, расследования прошлого, поиск критического словаря для него — вот что пытаются скрыть от следующего поколения.
Не случайны попытки объявить «иностранными агентами» как раз тех, кто разрабатывал язык национальной памяти, учил называть вещи своими именами — как Вениамин Викторович Иофе или Андрей Дмитриевич Сахаров. Продлить текущее счастье пустобрехов можно и за счет подавления риторики политической, цель которой — язык будущего, убедительная и правдоподобная картина желательного завтрашнего дня. То, что переживает нынешнее поколение, происходит впервые в истории человечества, потому что возможностей знать и говорить, обращаясь ко всем и каждому, хоть отбавляй, но первым этими возможностями воспользовался спецслужбистский аппарат, внутренний чекистский человек — настоящий хозяин депрессивного носителя современного русского языка.


 
Назад
Сверху