Карательная практика в сфере свободы совести размывает самые основы этического, нравственного отношения человека к человеку
Сергей Путилов, Духовно-переселенческое движение ойкумена
Над проблемой добра и зла ломало головы, копья, топоры, черепа не одно поколение людей. И все еще не найдено общепринятого ответа: что есть добро и зло, что лучше, что хуже? Для одного человека - одно добро, для другого - другое. Но все одинаково страдают, когда ощущают некий внутренний разлад со своей совестью, совершая те или иные поступки.
Сегодня мы попытаемся понять: существует ли вообще добро и зло, или, может быть, это “выдумка” религии, философов, политиков? И посмотрим, как понимание или отсутствие понимания этой проблемы проявляется в сегодняшней России, где, прикрываясь именем Христа, "законом Яровой", уголовной статьей за оскорбление “чувств верующих”, людей подвергают преследованиям и бесчеловечному обращению. Где самозванные "ревнители" Православия применяют оскорбления и насилие по отношению к противникам застройки парков и зон отдыха храмами “шаговой доступности”. Почему большинство наших соотечественников потеряли способность страдать, когда мучаются другие, и сострадать им?
Начать нужно с рассмотрения не юридических, догматических и прочих сложных вещей, а с простых, универсальных и вечных атомов, из которых складывается человеческая личность. Чтобы не быть обвиненным в рассмотрении соринки в чужом глазу, начну с себя. Сегодня, например, со мной примечательный случай произошел. Давно не ощущал я такого состояния яростной тьмы, овладевшей моим духом, волей. А повод был хороший, называется он "праведный гнев". Когда хочется кого-нибудь поколотить, спустить с лестницы ради благого дела - избавить от неприятностей, защищить, как мне это видилось. Но чтобы защитить, надо при этом кого-то "прибить". Я почувствовал буквально физически, как моя воля теряет контроль со стороны разума, перестает подчиняться мне. Тело, мышцы наполняются злобной, яростно клокочущей силой. Я почувствовал себя в десять раз могущественнее, тонус повысился – и психологический, и физический. Но в какой-то момент что-то меня остановило. И, как выяснилось, к лучшему - конфликт удалось уладить мирным путем. Когда гнев прошел, я стал анализировать: что же меня остановило? Как выяснилось, вот что.
В определенный момент нарастающего конфликта я обратился к своим воспоминаниям. Воспоминания были далеко не из приятных, и сидели внутри как заноза, хотя с тех событий и минуло много лет. Забыть их даже десятилетия спустя невозможно. Как еще в школе вызывал кого-то на какие-то "разборки". Ударил беззащитного парня-первогодку в армии. Были истории и еще более позорные. В душе воспламенилось жгучее чувство стыда. Это все в итоге пришло в определенное равновесие, наступило некое просветление. Осмысляя свои намерения, я не испытал ничего, кроме удручающей бессмысленности этих намерений.
Люди иногда не в состоянии совладать со своими эмоциями. Особенно, когда речь идет о - как им кажется - "праведном", "священном" гневе. Между тем, как говорили древние, алчность, похоть и гнев - трое врат, ведущих в ад. Гнев - одно из наиболее сильных чувств в человеческой душе. Все люди - разные. Один эмоционально уязвим, легко раздражается, обидчив, может импульсивно среагировать. Другой же непоколебимый как шкаф. Ему что ни сделай, что ни скажи, он всегда как в целлофане. Третий может копить злобу, продумывать планы мести, например, устроить неприятности по службе. Гнев в разных дозах присутствует в каждом человеке. Но задача мудрого - научиться его контролировать. И тем больший грех лежит на тех, кто, спекулируя на "праведных"чувствах верующих, использует гнев толпы в своих корыстных целях. Состояние гнева сродни безумию, или состоянию сильного алкогольного опьянения, в котором, как явствует из криминальной статистики, и совершается большинство преступлений.
Может ли гнев служить целям добра? Давайте посмотрим, “работает ли эта система”, когда речь идет о "праведном гневе", направленном, например, против отъявленных негодяев: убийц, насильников, воров. То есть против тех, кто, как кажется, заслужил наиболее тяжкое наказание. Срабатывает ли эта машина наказания? Из Китая, например, практически каждый день приходят сообщения о расстрелах коррупционеров. Все равно люди продолжают воровать, никакой страх быть поставленным к стнке их не останавливает. Иногда говорят, что ужесточение наказания - это решение проблемы. Много лет в России идут разговоры о том, чтобы вернуть смертную казнь. Давайте подумаем. Возьмем человека, совершившего преступление, по нынешним законам достойное 10-15 лет тюрьмы, например - насильника. Совершив это преступление и зная, что за содеянное ему грозит смертная казнь, он убивает свою жертву, чтобы спасти себя. Таким образом, увеличение тяжести наказания не приводит к уменьшению количества преступлений. Оно делает их более жестокими, смертоносными. Никогда еще уголовные наказания не делали человека нравственно чище, добрее.
Сейчас в России мы наблюдаем картину, когда за ничтожные, а то и вовсе не заслуживающие уголовного возмездия с точки зрения мировой практики деяния люди получают конкретные сроки. Законы постоянно ужесточаются, особенно в такой чувствительной сфере как свобода совести. После принятия “законов Яровой”, за написание какого-нибудь поста или смешной фразы в блоге вполне можно угодить в тюрьму на несколько лет по обвинению в разжигании ненависти или оскорблении чувств верующих. Или за совершение какого-то глупого поступка, заслуживающего максимум административного наказания, как это было в случае с “Pussy riot” или несчастным блогером, ловившим покемонов в храме. Давайте не будем забывать, что первым осужденным за оскорбление чувств верующих был Сам Христос.
Какая цель преследуется подобными карательными мерами, всегда ли наказание - это добро? И что мы в таком случае понимает под злом? Судебная практика в сфере свободы совести, которую мы наблюдаем сейчас в России, размывает самые основы этического, нравственного отношения человека к человеку. Давайте все мы, особенно те, кто называют себя христианами, вернемся к духовным истокам, замутненным ныне мракобесием, густо замешанном на "праведном гневе".
Иисус учил любви и прощению. Только на этом пути мы выйдем из нравственного тупика, в который зашли не только Россия, но и весь остальной мир, где идут кровопролитные гражданские войны, бесчинствует ИГИЛ, растет напряженность между Моской и Западом, чреватая ядерным апокалипсисом. Недавно прочитал сообщение в одном из официальных отечественных СМИ: "Россия наращивает вооружения. США и Евросоюз разбегаются как тараканы". Это до какого же расчеловечения надо дойти, чтобы сравнивать людей с тараканами, припысывать такой образ таким же, как мы, людям, которых еще и надо прихлопнуть тапком, бомбой. Это общее духовное одичание вполне закономерно в стране, где сначала была развернута яростная антигрузинская, затем украинофобская пропагандистские кампании. Америка и вовсе с советских времен в восприятии жителей нашей страны из разряда врагов не вылезала.
Чем может закончиться такое превращение в наших глазах всего остального человечества в недочеловеков? Не с этого ли начиналось и победное шествие "коричневой чумы"? И давайте сравним все это с тем, чему учил своих последователей Иисус...
Портал кредо.ру
Сергей Путилов, Духовно-переселенческое движение ойкумена
Над проблемой добра и зла ломало головы, копья, топоры, черепа не одно поколение людей. И все еще не найдено общепринятого ответа: что есть добро и зло, что лучше, что хуже? Для одного человека - одно добро, для другого - другое. Но все одинаково страдают, когда ощущают некий внутренний разлад со своей совестью, совершая те или иные поступки.
Сегодня мы попытаемся понять: существует ли вообще добро и зло, или, может быть, это “выдумка” религии, философов, политиков? И посмотрим, как понимание или отсутствие понимания этой проблемы проявляется в сегодняшней России, где, прикрываясь именем Христа, "законом Яровой", уголовной статьей за оскорбление “чувств верующих”, людей подвергают преследованиям и бесчеловечному обращению. Где самозванные "ревнители" Православия применяют оскорбления и насилие по отношению к противникам застройки парков и зон отдыха храмами “шаговой доступности”. Почему большинство наших соотечественников потеряли способность страдать, когда мучаются другие, и сострадать им?
Начать нужно с рассмотрения не юридических, догматических и прочих сложных вещей, а с простых, универсальных и вечных атомов, из которых складывается человеческая личность. Чтобы не быть обвиненным в рассмотрении соринки в чужом глазу, начну с себя. Сегодня, например, со мной примечательный случай произошел. Давно не ощущал я такого состояния яростной тьмы, овладевшей моим духом, волей. А повод был хороший, называется он "праведный гнев". Когда хочется кого-нибудь поколотить, спустить с лестницы ради благого дела - избавить от неприятностей, защищить, как мне это видилось. Но чтобы защитить, надо при этом кого-то "прибить". Я почувствовал буквально физически, как моя воля теряет контроль со стороны разума, перестает подчиняться мне. Тело, мышцы наполняются злобной, яростно клокочущей силой. Я почувствовал себя в десять раз могущественнее, тонус повысился – и психологический, и физический. Но в какой-то момент что-то меня остановило. И, как выяснилось, к лучшему - конфликт удалось уладить мирным путем. Когда гнев прошел, я стал анализировать: что же меня остановило? Как выяснилось, вот что.
В определенный момент нарастающего конфликта я обратился к своим воспоминаниям. Воспоминания были далеко не из приятных, и сидели внутри как заноза, хотя с тех событий и минуло много лет. Забыть их даже десятилетия спустя невозможно. Как еще в школе вызывал кого-то на какие-то "разборки". Ударил беззащитного парня-первогодку в армии. Были истории и еще более позорные. В душе воспламенилось жгучее чувство стыда. Это все в итоге пришло в определенное равновесие, наступило некое просветление. Осмысляя свои намерения, я не испытал ничего, кроме удручающей бессмысленности этих намерений.
Люди иногда не в состоянии совладать со своими эмоциями. Особенно, когда речь идет о - как им кажется - "праведном", "священном" гневе. Между тем, как говорили древние, алчность, похоть и гнев - трое врат, ведущих в ад. Гнев - одно из наиболее сильных чувств в человеческой душе. Все люди - разные. Один эмоционально уязвим, легко раздражается, обидчив, может импульсивно среагировать. Другой же непоколебимый как шкаф. Ему что ни сделай, что ни скажи, он всегда как в целлофане. Третий может копить злобу, продумывать планы мести, например, устроить неприятности по службе. Гнев в разных дозах присутствует в каждом человеке. Но задача мудрого - научиться его контролировать. И тем больший грех лежит на тех, кто, спекулируя на "праведных"чувствах верующих, использует гнев толпы в своих корыстных целях. Состояние гнева сродни безумию, или состоянию сильного алкогольного опьянения, в котором, как явствует из криминальной статистики, и совершается большинство преступлений.
Может ли гнев служить целям добра? Давайте посмотрим, “работает ли эта система”, когда речь идет о "праведном гневе", направленном, например, против отъявленных негодяев: убийц, насильников, воров. То есть против тех, кто, как кажется, заслужил наиболее тяжкое наказание. Срабатывает ли эта машина наказания? Из Китая, например, практически каждый день приходят сообщения о расстрелах коррупционеров. Все равно люди продолжают воровать, никакой страх быть поставленным к стнке их не останавливает. Иногда говорят, что ужесточение наказания - это решение проблемы. Много лет в России идут разговоры о том, чтобы вернуть смертную казнь. Давайте подумаем. Возьмем человека, совершившего преступление, по нынешним законам достойное 10-15 лет тюрьмы, например - насильника. Совершив это преступление и зная, что за содеянное ему грозит смертная казнь, он убивает свою жертву, чтобы спасти себя. Таким образом, увеличение тяжести наказания не приводит к уменьшению количества преступлений. Оно делает их более жестокими, смертоносными. Никогда еще уголовные наказания не делали человека нравственно чище, добрее.
Сейчас в России мы наблюдаем картину, когда за ничтожные, а то и вовсе не заслуживающие уголовного возмездия с точки зрения мировой практики деяния люди получают конкретные сроки. Законы постоянно ужесточаются, особенно в такой чувствительной сфере как свобода совести. После принятия “законов Яровой”, за написание какого-нибудь поста или смешной фразы в блоге вполне можно угодить в тюрьму на несколько лет по обвинению в разжигании ненависти или оскорблении чувств верующих. Или за совершение какого-то глупого поступка, заслуживающего максимум административного наказания, как это было в случае с “Pussy riot” или несчастным блогером, ловившим покемонов в храме. Давайте не будем забывать, что первым осужденным за оскорбление чувств верующих был Сам Христос.
Какая цель преследуется подобными карательными мерами, всегда ли наказание - это добро? И что мы в таком случае понимает под злом? Судебная практика в сфере свободы совести, которую мы наблюдаем сейчас в России, размывает самые основы этического, нравственного отношения человека к человеку. Давайте все мы, особенно те, кто называют себя христианами, вернемся к духовным истокам, замутненным ныне мракобесием, густо замешанном на "праведном гневе".
Иисус учил любви и прощению. Только на этом пути мы выйдем из нравственного тупика, в который зашли не только Россия, но и весь остальной мир, где идут кровопролитные гражданские войны, бесчинствует ИГИЛ, растет напряженность между Моской и Западом, чреватая ядерным апокалипсисом. Недавно прочитал сообщение в одном из официальных отечественных СМИ: "Россия наращивает вооружения. США и Евросоюз разбегаются как тараканы". Это до какого же расчеловечения надо дойти, чтобы сравнивать людей с тараканами, припысывать такой образ таким же, как мы, людям, которых еще и надо прихлопнуть тапком, бомбой. Это общее духовное одичание вполне закономерно в стране, где сначала была развернута яростная антигрузинская, затем украинофобская пропагандистские кампании. Америка и вовсе с советских времен в восприятии жителей нашей страны из разряда врагов не вылезала.
Чем может закончиться такое превращение в наших глазах всего остального человечества в недочеловеков? Не с этого ли начиналось и победное шествие "коричневой чумы"? И давайте сравним все это с тем, чему учил своих последователей Иисус...
Портал кредо.ру