Нельзя безнаказанно душить чью-то свободу
Памяти игумена Вениамина (Новика)
Наступление РПЦ в союзе со светской властью на свободу совести будет иметь роковые последствия, прежде всего, для самой Церкви. Беседа игумена Венеамина (Новика) с руководителем Духовно-переселенческого движения Ойкумена Сергеем Путиловым
ВОПРОС: Игумен Вениамин, по Вашему мнению, демократия является наиболее подходящей формой правления для христианства. Означает ли это, что в случае закручивания политических гаек в России проблемы могут возникнуть не только у христиан иных конфессий, но и у РПЦ?
ОТВЕТ: Действительно, в идеале либерально-демократический режим мне представляется идеально соответствующим духу христианства. Но дело в том,
что свобода - это обоюдоострая вещь. Напомню, что либерализм (права человека) есть форма защиты личности от демократии, то есть власти большинства. Либерализм бывает левый - за геев, эвтаназию и т.п. и правый, то есть библейский: свобода в истине. Но в целом термин "либерализм" настолько скомпроментирован, что его уже не хочется употреблять. Существует такая
иррациональная вещь как национальный менталитет. Англо-саксы ценят свободу и самоуправление, русским ближе патернализм (монархизм) и слепое послушание начальству - так считал ещё К.П.Победоносцев. Сложное сочетание христианской идеи и национального менталитета порождает политический режим в стране.
Оптимальный режим тот, при котором меньше жертв, которые неизбежны при любом политическом режиме. Мудрый правитель пытается минимизировать это число жертв. При "закручивании гаек" (притеснение религиозных меньшинств) проблемы неизбежно возникнут и у РПЦ, т.к. свобода неделима. Нельзя безнаказанно душить чью-то свободу. Если РПЦ возьмёт на себя полицейские функции, то у неё начнётся бюрократическое разложение изнутри. В наше время нельзя так же бороться с ересями и сектами, как и тысячу лет назад. Главные враги Церкви - атеисты (им адресована первая анафема), но с ними РПЦ почему-то фактически не борется.
В: Почему отношение к инославным у нас во властных структурах, в обществе, и известных церковных кругах все больше становится негативным?
О: Это побочный эффект общего нагнетания антизападных настроений. Неправедной неуверенной в себе несостоятельной политической власти непременно нужен враг, которым она стращает народ, чтобы показать народу
свою нужность в борьбе с ним. Привыкшая к сервилизму церковная власть идет на поводу у политической власти. В этом случае борьба прикрывается ревностью по ортодоксии.
В: В чем причины растущей ксенофобии в обществе, выливающейся иногда в дикие случаи насилия над иностранцами - в том числе студентами другого цвета кожи?
О: Основная причина в том, что неправедной политической власти нужно вместо настоящего решения проблем, найти "крайнего", "врага народа", "сектанта", "инородца" и т.п., на которого всё можно популистски свалить и списать, объявить его виноватым во всех неудачах. Эта провокация стара как
мир.
В: Можно ли это охарактеризовать как провал бурно начавшейся после краха коммунизма, а затем забуксовавшей христианизации страны?
О: Именно так и можно охарактеризовать ситуацию. Причина в том, что по старой русской привычке положились на "авось", решили, что "и так всё ясно",
что "всё само пройдёт". Т.е. не было серьёзной теоретической работы и осмысления. А на одних эмоциях далеко не уедешь.
В: Обладает ли Церковь преобладающим моральным авторитетом в российском обществе, и если нет, то в чем причина такой слабости?
О: Нет, к сожалению, не обладает, т.к. РПЦ в духе византийской "симфонии" (иногда вынужденно) сильно себя скомпрометировала беспринципным сервилизмом перед высшей политической властью. Мы не слышали голоса Церкви во время Норд-Оста или Беслана. Кобзон стал героем Норд-Оста, а не какой-либо священник.
Бывает момент истины, когда нужно вставать в полный рост, идти на риск ради истины.
В: Следует ли христианам иных конфессий разрешить свободную проповедь в России?
О: А разве она уже не разрешена конституционными нормами? Смотрите Конституцию РФ, Ст. 28. Так что этот вопрос уже решен положительно. Другое дело, что у нас не соблюдается Конституция. Сегодня имеется полная свобода пропаганды всяческой безнравственности. Почему бы не дать свободу проповеди всем традиционным религиям?
В: В Ваших статьях часто проскальзывают идеи Народно-трудового союза (НТС), который в советское время рассматривалась однозначно как "шпионско-террористическая организация". Почему Вы решили публиковаться в издаваемом ими журнале "Посев"?
О: Я, кажется, нигде не упоминал НТС, но мне действительно близок дух этой организации, как и вообще правого либерализма, как мне, например, близок либеральный патриот П.Б.Струве. А публиковаться в "Посеве" решил потому, что там присутствует дух христианства, правды и истины. А советским идеологически штампам я никогда не верил. Следует, согласно апостолу Иоанну, различать духов. В "Посеве" есть дух христианства и нет холопского сервилизма. Очень жаль, что этот журнал мало популярен. Это свидетельствует о духовной слепоте наших современников.
Биографическая справка
Игумен Вениамин (Новик В. Н.) родился в Санкт-Петербурге в 1946 году в семье военнослужащего. Крещен в православной церкви в детстве. После окончания Радиополитехникума служил в рядах Советской Армии. В 1976 году окончил Ленинградский Политехнический Институт им.М.И.Калинина. Несколько лет работал инженером в области "Автоматизированных систем управления производством". В конце 70-х в результате религиозно-философских исканий осознанно принял православие. По окончании Ленинградской Православной Духовной Академии и защиты кандидатской диссертации в 1987 г. преподавал там же в течение 10 лет. В 1992-1994 гг. был инспектором Академии (фактически - заместителем ректора по воспитательской работе). В сентябре 1997 года был уволен из Академии из-за несогласия с новым федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях". Изучал социальное учение церкви в Италии (2 семестра) и в США (1 семестр). Издал сборник своих статей "Православие, христианство, демократия" (СПб, "А
летейя", 1999). Публиковался в журналах "Вопросы философии", "Континент", "Посев", "Социологические исследования", еженедельнике "Русская мысль", газетах "Московские новости", "Общая газета" и др. Кандидат богословия.
Памяти игумена Вениамина (Новика)
Наступление РПЦ в союзе со светской властью на свободу совести будет иметь роковые последствия, прежде всего, для самой Церкви. Беседа игумена Венеамина (Новика) с руководителем Духовно-переселенческого движения Ойкумена Сергеем Путиловым
ВОПРОС: Игумен Вениамин, по Вашему мнению, демократия является наиболее подходящей формой правления для христианства. Означает ли это, что в случае закручивания политических гаек в России проблемы могут возникнуть не только у христиан иных конфессий, но и у РПЦ?
ОТВЕТ: Действительно, в идеале либерально-демократический режим мне представляется идеально соответствующим духу христианства. Но дело в том,
что свобода - это обоюдоострая вещь. Напомню, что либерализм (права человека) есть форма защиты личности от демократии, то есть власти большинства. Либерализм бывает левый - за геев, эвтаназию и т.п. и правый, то есть библейский: свобода в истине. Но в целом термин "либерализм" настолько скомпроментирован, что его уже не хочется употреблять. Существует такая
иррациональная вещь как национальный менталитет. Англо-саксы ценят свободу и самоуправление, русским ближе патернализм (монархизм) и слепое послушание начальству - так считал ещё К.П.Победоносцев. Сложное сочетание христианской идеи и национального менталитета порождает политический режим в стране.
Оптимальный режим тот, при котором меньше жертв, которые неизбежны при любом политическом режиме. Мудрый правитель пытается минимизировать это число жертв. При "закручивании гаек" (притеснение религиозных меньшинств) проблемы неизбежно возникнут и у РПЦ, т.к. свобода неделима. Нельзя безнаказанно душить чью-то свободу. Если РПЦ возьмёт на себя полицейские функции, то у неё начнётся бюрократическое разложение изнутри. В наше время нельзя так же бороться с ересями и сектами, как и тысячу лет назад. Главные враги Церкви - атеисты (им адресована первая анафема), но с ними РПЦ почему-то фактически не борется.
В: Почему отношение к инославным у нас во властных структурах, в обществе, и известных церковных кругах все больше становится негативным?
О: Это побочный эффект общего нагнетания антизападных настроений. Неправедной неуверенной в себе несостоятельной политической власти непременно нужен враг, которым она стращает народ, чтобы показать народу
свою нужность в борьбе с ним. Привыкшая к сервилизму церковная власть идет на поводу у политической власти. В этом случае борьба прикрывается ревностью по ортодоксии.
В: В чем причины растущей ксенофобии в обществе, выливающейся иногда в дикие случаи насилия над иностранцами - в том числе студентами другого цвета кожи?
О: Основная причина в том, что неправедной политической власти нужно вместо настоящего решения проблем, найти "крайнего", "врага народа", "сектанта", "инородца" и т.п., на которого всё можно популистски свалить и списать, объявить его виноватым во всех неудачах. Эта провокация стара как
мир.
В: Можно ли это охарактеризовать как провал бурно начавшейся после краха коммунизма, а затем забуксовавшей христианизации страны?
О: Именно так и можно охарактеризовать ситуацию. Причина в том, что по старой русской привычке положились на "авось", решили, что "и так всё ясно",
что "всё само пройдёт". Т.е. не было серьёзной теоретической работы и осмысления. А на одних эмоциях далеко не уедешь.
В: Обладает ли Церковь преобладающим моральным авторитетом в российском обществе, и если нет, то в чем причина такой слабости?
О: Нет, к сожалению, не обладает, т.к. РПЦ в духе византийской "симфонии" (иногда вынужденно) сильно себя скомпрометировала беспринципным сервилизмом перед высшей политической властью. Мы не слышали голоса Церкви во время Норд-Оста или Беслана. Кобзон стал героем Норд-Оста, а не какой-либо священник.
Бывает момент истины, когда нужно вставать в полный рост, идти на риск ради истины.
В: Следует ли христианам иных конфессий разрешить свободную проповедь в России?
О: А разве она уже не разрешена конституционными нормами? Смотрите Конституцию РФ, Ст. 28. Так что этот вопрос уже решен положительно. Другое дело, что у нас не соблюдается Конституция. Сегодня имеется полная свобода пропаганды всяческой безнравственности. Почему бы не дать свободу проповеди всем традиционным религиям?
В: В Ваших статьях часто проскальзывают идеи Народно-трудового союза (НТС), который в советское время рассматривалась однозначно как "шпионско-террористическая организация". Почему Вы решили публиковаться в издаваемом ими журнале "Посев"?
О: Я, кажется, нигде не упоминал НТС, но мне действительно близок дух этой организации, как и вообще правого либерализма, как мне, например, близок либеральный патриот П.Б.Струве. А публиковаться в "Посеве" решил потому, что там присутствует дух христианства, правды и истины. А советским идеологически штампам я никогда не верил. Следует, согласно апостолу Иоанну, различать духов. В "Посеве" есть дух христианства и нет холопского сервилизма. Очень жаль, что этот журнал мало популярен. Это свидетельствует о духовной слепоте наших современников.
Биографическая справка
Игумен Вениамин (Новик В. Н.) родился в Санкт-Петербурге в 1946 году в семье военнослужащего. Крещен в православной церкви в детстве. После окончания Радиополитехникума служил в рядах Советской Армии. В 1976 году окончил Ленинградский Политехнический Институт им.М.И.Калинина. Несколько лет работал инженером в области "Автоматизированных систем управления производством". В конце 70-х в результате религиозно-философских исканий осознанно принял православие. По окончании Ленинградской Православной Духовной Академии и защиты кандидатской диссертации в 1987 г. преподавал там же в течение 10 лет. В 1992-1994 гг. был инспектором Академии (фактически - заместителем ректора по воспитательской работе). В сентябре 1997 года был уволен из Академии из-за несогласия с новым федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях". Изучал социальное учение церкви в Италии (2 семестра) и в США (1 семестр). Издал сборник своих статей "Православие, христианство, демократия" (СПб, "А
летейя", 1999). Публиковался в журналах "Вопросы философии", "Континент", "Посев", "Социологические исследования", еженедельнике "Русская мысль", газетах "Московские новости", "Общая газета" и др. Кандидат богословия.