30 сентября 1994 г. самолет тогдашнего президента России Б.Н. Ельцина, возвращаясь из США, должен был совершить традиционную транзитную посадку в Республике Ирландия. В международном аэропорте «Шаннон» российского президента ожидали премьер-министр Альберт Рейнольдс и почетный караул. Самолет приземлился, но Ельцин из него не вышел. Вышел вице-министр Сосковец, который «объяснил», что у президента России плохое самочувствие, он устал и спит. Затем самолет поднялся в воздух и полетел в Москву.
Этот эпизод из новейшей истории, получивший известность под названием «как Ельцин проспал Ирландию» может сейчас восприниматься как анекдот, но смешного, на самом деле, тут мало. И эта истории может служить хорошей иллюстрацией к международному положению России того времени: Россия спала. И российский президент воспринимался как человек, могущий «проспать» встречу высочайшего ранга.
Задумаемся: можно ли представить в таком положении Владимира Путина?
Сложно. В.В. Путин во многом представляет антипод своему предшественнику. Спортивная походка, четкая речь, свободное владение немецким языком. Как бы то ни было, можно выделить первый плюс: Владимир Путин выгодно репрезентует Россию на мировой арене.
До 2004 г. основные шаги во внешней политике В.В. Путина во многом были связаны с экономическими проблемами. В третье тысячелетие Россия вступила с суммарным внешним долгом в 177,7 млрд. долларов. Основные кредиторы – МВФ и Парижский клуб – могли использовать долговую проблему для давления на Россию. Однако решение внутренних проблем (Чеченский конфликт) и создание благоприятного инвестиционного климата позволили в 2005-2006 гг. закрыть наиболее обременительные займы.
Российско-американские отношения осложнялись противоречиями. Подписанный в 2000 г. Договор СНВ-2 контрастировал с нежеланием США сворачивать военные базы на территориях Узбекистана и Киргизии, а также со стремительным расширением НАТО на Восток.
Результатом политики экстраполяции «цветных» революций с Запада стали перевороты в Грузии и Украине, приведшие к резкому ухудшению отношений России с этими странами.
Наиболее плодотворными можно считать сотрудничество с Китаем. Подписанный с восточным соседом в 2001 г. «большой договор» заложил прочный фундамент долгосрочного сотрудничества.
Несмотря на конфликтные ситуации с отдельными странами постсоветского пространства, Россия стремилась проводить конструктивную политику в рамках СНГ. В частности, организация Договора о коллективной безопасности (ОДБК), куда входят Россия, Армения, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан в декабре 2004 г. получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
В 2004 г. Владимир Путин отменяет кабальный для России закон СРП (О соглашениях о разделе продукции). В 2007 г. на Мюнхенской конференции произносит ставшую знаменитой речь, где озвучиваются положения о невозможности однополярного мира, агрессивной роли США, бездействии ООН и отстаивании Россией своих национальных интересов. С этого момента внешняя политика России с пассивного «латания дыр» меняется в сторону активного участия в мировых процессах.
Результатом этого поворота стало резкое изменение роли В.В. Путина. По мнению журнала «Forbes» в 2016 г. Владимир Путин занимает 1-ю строку в рейтинге самых влиятельных людей мира, причем происходит это четвертый год подряд. Отсюда можно сделать второй вывод: при всех «за и против», все достижения России на международной арене Западным миром связываются именно с российским президентом.
Жесткое отстаивание интересов России в последние годы традиционно иллюстрируют двумя пунктами:
- политическим кризисом в Украине 2013-2014 гг., в ходе которого в начале 2014 г. к России был присоединен Крым.
- гражданской войной в Сирии, в которой Россия участвовала в качестве союзника правительства Сирии и президента Башара Асада против незаконных террористических формирований.
Оценки по поводу 1-го пункта высказываются самые противоположные. Однако если вопрос звучит о потере стратегически важного порта на Черном море и размещения на территории Украины военных баз НАТО, то с точки зрения военной безопасности страны тут двух мнений быть не может.
Конфликт в Сирии же показал, что Россия, еще недавно бывшая соломенным тюфяком для игр западных держав, неожиданно становиться страной, без участия которой невозможно решать проблемы мирового значения. Причем на деле, а не словах. По мнению некоторых СМИ, Путин очень испортил имидж и настроение Обаме перед уходом того с поста президента США.
Вывод третий: из страны, которая в начале 90-х выглядела как слабоумный человек на научной конференции, к 2018 г. Россия вернула себе статус международной державы во всем полновесном смысле этого слова. И это возвращение не может быть отделено от В.В. Путина.
Этот эпизод из новейшей истории, получивший известность под названием «как Ельцин проспал Ирландию» может сейчас восприниматься как анекдот, но смешного, на самом деле, тут мало. И эта истории может служить хорошей иллюстрацией к международному положению России того времени: Россия спала. И российский президент воспринимался как человек, могущий «проспать» встречу высочайшего ранга.
Задумаемся: можно ли представить в таком положении Владимира Путина?
Сложно. В.В. Путин во многом представляет антипод своему предшественнику. Спортивная походка, четкая речь, свободное владение немецким языком. Как бы то ни было, можно выделить первый плюс: Владимир Путин выгодно репрезентует Россию на мировой арене.
До 2004 г. основные шаги во внешней политике В.В. Путина во многом были связаны с экономическими проблемами. В третье тысячелетие Россия вступила с суммарным внешним долгом в 177,7 млрд. долларов. Основные кредиторы – МВФ и Парижский клуб – могли использовать долговую проблему для давления на Россию. Однако решение внутренних проблем (Чеченский конфликт) и создание благоприятного инвестиционного климата позволили в 2005-2006 гг. закрыть наиболее обременительные займы.
Российско-американские отношения осложнялись противоречиями. Подписанный в 2000 г. Договор СНВ-2 контрастировал с нежеланием США сворачивать военные базы на территориях Узбекистана и Киргизии, а также со стремительным расширением НАТО на Восток.
Результатом политики экстраполяции «цветных» революций с Запада стали перевороты в Грузии и Украине, приведшие к резкому ухудшению отношений России с этими странами.
Наиболее плодотворными можно считать сотрудничество с Китаем. Подписанный с восточным соседом в 2001 г. «большой договор» заложил прочный фундамент долгосрочного сотрудничества.
Несмотря на конфликтные ситуации с отдельными странами постсоветского пространства, Россия стремилась проводить конструктивную политику в рамках СНГ. В частности, организация Договора о коллективной безопасности (ОДБК), куда входят Россия, Армения, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан в декабре 2004 г. получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
В 2004 г. Владимир Путин отменяет кабальный для России закон СРП (О соглашениях о разделе продукции). В 2007 г. на Мюнхенской конференции произносит ставшую знаменитой речь, где озвучиваются положения о невозможности однополярного мира, агрессивной роли США, бездействии ООН и отстаивании Россией своих национальных интересов. С этого момента внешняя политика России с пассивного «латания дыр» меняется в сторону активного участия в мировых процессах.
Результатом этого поворота стало резкое изменение роли В.В. Путина. По мнению журнала «Forbes» в 2016 г. Владимир Путин занимает 1-ю строку в рейтинге самых влиятельных людей мира, причем происходит это четвертый год подряд. Отсюда можно сделать второй вывод: при всех «за и против», все достижения России на международной арене Западным миром связываются именно с российским президентом.
Жесткое отстаивание интересов России в последние годы традиционно иллюстрируют двумя пунктами:
- политическим кризисом в Украине 2013-2014 гг., в ходе которого в начале 2014 г. к России был присоединен Крым.
- гражданской войной в Сирии, в которой Россия участвовала в качестве союзника правительства Сирии и президента Башара Асада против незаконных террористических формирований.
Оценки по поводу 1-го пункта высказываются самые противоположные. Однако если вопрос звучит о потере стратегически важного порта на Черном море и размещения на территории Украины военных баз НАТО, то с точки зрения военной безопасности страны тут двух мнений быть не может.
Конфликт в Сирии же показал, что Россия, еще недавно бывшая соломенным тюфяком для игр западных держав, неожиданно становиться страной, без участия которой невозможно решать проблемы мирового значения. Причем на деле, а не словах. По мнению некоторых СМИ, Путин очень испортил имидж и настроение Обаме перед уходом того с поста президента США.
Вывод третий: из страны, которая в начале 90-х выглядела как слабоумный человек на научной конференции, к 2018 г. Россия вернула себе статус международной державы во всем полновесном смысле этого слова. И это возвращение не может быть отделено от В.В. Путина.