• Вы находитесь на политическом форуме, где беспристрастно и объективно обсуждаются поставленные проблемы. Здесь действует принцип равенства к форумчанам вне зависимости от политических предпочтений или принадлежности к какой-либо партии. Данный форум предназначен для дебатов, и не относится ни к какой политической партии. Ситуация в современном политическом мире такова, что даже внутри одной партии существуют разногласия или разное отношение к какому-либо вопросу. Порой мы сходимся в каких-то вопросах, а взгляд на определенные проблемы ставит нас по разные стороны баррикад. На этом форуме мы можем обсуждать все политические проблемы в вежливой гражданско-правовой форме. Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться или войти сразу через любую социальную сеть. Для просмотра сообщений выберите раздел.

Православие

В УПЦ прокомментировали возможность возвращения митр. Симеона (Шостацкого)
http://spzh.news/ru/news/58853-v-upc-prokommentirovali-vozmozhnosty-vozvrashhenija-mitr-simeona-shostackogo

В ПЦУ венчают даже неправославных, – соцсети
http://spzh.news/ru/news/58845-dveri-pcu-otkryty-dlya-vseh-pravoslavnyh-ukraincev--mitropolit-jepifanij

Польская Церковь ответила отказом на предложение Фанара признать ПЦУ
http://spzh.news/ru/news/58858-polyskaja-cerkovy-otvetila-otkazom-na-predlozhenije-fanara-priznaty-pcu


Глава украинских униатов предложил Епифанию объединиться

Глава Украинской Греко-католической церкви (УГКЦ) Святослав (Шевчук) обратился к лидеру ПЦУ Епифанию с предложением начать процесс, который в будущем приведет к объединению обеих полуцерквей в едином «Киевском Патриархате».

Текст письма обнародован на сайте УГКЦ.

«В этот знаменательный момент я протягиваю руку от имени нашей Церкви к Вам и всем православным братьям, предлагая вам начать вместе прокладывать наш путь к единству, к правде», — говорится в письме.
http://rusnext.ru/news/1546530729
 
Текст томоса: Порошенко и Константинополь обманули украинцев

обнародованный сегодня в стамбуле текст т.н. томоса – грамоты о признании украинской раскольнической церковной структуры, созданной петром порошенко с целью пиара перед президентскими выборами, свидетельствует о том, что константинопольский патриархат предоставит «пцу» гораздо меньшие права, нежели предусмотрено автономией московского патриархата.

об этом пишет украинский публицист максим павлов.

«1) пцу не будет иметь право создавать зарубежные епархии и приходы.

2) подконтрольная территория пцу ограничивается только украиной (фанар как «любящая мать», которая «всегда умаляла себя, радостно жертвуя частями своей юрисдикции, уменьшая себя ради того, чтобы служить потребностям и интересам своих детей» не захотела отпускать в пцу как «автокефальную украинскую церковь» упц в канаде и упц в сша, которые и далее остаются под контролем константинополя).

3) все существующие епархии и приходы в других странах (ранее «упц кп» и «уапц») отныне подчиняются константинополю.

4) константинополь будет высшей инстанцией в разрешении споров внутри пцу.

5) устав пцу должен отвечать положениям томоса.

6) автокефальная церковь украины, согласно томосу, признает своей главой константинопольский престол.

7) пцу обязана принимать участие во всех совещаниях, которые проводятся под эгидой фанара и на которых рассматриваются важные вопросы церковной жизни (теперь пцу ни под каким предлогом не сможет отказаться от участия в соборах, проводимых константинополем; даже если там будут рассматривать откровенную ересь, поскольку это будет грозить потерей томоса).

8) пцу будет получать миро от константинополя для проявления духовного единства с фанаром.

9) для решения важных вопросов канонического, догматического, церковного характера главе пцу следует обращаться к патриарху константинополя.

10) в томосе заявлены права константинополя на экзархат (!) и ставропигии в украине.

отличная автокефалия, товарищи!

P.s. текст обнародовал в твиттере посол украины в турции андрей сибига», – разъясняет автор.

«не так давно нам публично рассказывали, что после создания пцу украинская православная церковь не сможет дальше функционировать в украине. поскольку не может быть на одной территории «двух параллельных православных церквей».

согласно же сегодняшнему томосу предполагается функционирование в нашей стране экзархата константинополя, который будет наравне с пцу «опекать» украинских верующих. правда, интересно?» – обращает павлов на один из пунктов документа.
 
Варфоломей выдал украинцам томос с грубой ошибкой

в тексте т.н. «томоса» – грамоты о признании украинских раскольников, выданной в нарушение канонов сегодня в стамбуле константинопольским патриархом варфоломеем, обнаружена ошибка.

на нее указывает киевский журналист владимир бойко.

«дело в том, что в томосе сказано, что вселенский патриарх принимает «безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства… согласно 9-м и 16-м священным канонам iv халкедонского вселенского собора». в то время как право главы константинопольской кафедры рассматривать церковные споры в последней инстанции не предусмотрено 9-м и 16-м, а 9-м и 17-м правилами iv вселенского (халкедонского) собора. в 16-м правиле, на который ссылается томос, говорится о том, что девицам, посвятившим себя служению богу, не разрешается вступать в брак», – поясняет автор, передает корреспондент «политнавигатора».

«понятно, что произошла обычная техническая ошибка. но кто теперь эту ошибку должен исправить? – варфоломей путем издания нового томоса, или это может сделать порошенко своим указом?» – язвительно комментирует бойко.
 
Лучшая защита – нападение: радикалы обвинили УПЦ в провокации


Мы действуем в церковном вопросе исключительно в рамках законодательства Украины, которое теперь его еще и поправили в нашу, украинскую пользу, заявили националисты.

НОД «Правый сектор» призвал в сторонников ПЦУ быть внимательными накануне Рождества Христова, так как представители канонической Украинской Православной Церкви, которую националисты называют «Московским Патриархатом», якобы планируют проведение «кровавых провокаций».

«Сейчас исконный враг украинской нации не может смириться с потерей своего влияния, который осуществлялся через сеть так называемой "церкви Московского патриархата". Сторонники РПЦ все чаще начинают проявлять агрессию. Кремлевские марионетки плавно готовят нас к "бальшой крови в случае Томоса" (орфография автора сохранена, – СПЖ)», – написали представители украинских радикальных сил в Facebook.

Это заявление появилось после того, как духовенство УПЦ начало обращаться в правоохранительные органы Украины с просьбой о защите в связи с повсеместными акциями, которые «Правый сектор» запланировал в поддержку ПЦУ.

Сами националисты заявили о том, что проводят свои акции исключительно в рамках законности и всегда действуют в правовом поле.

«Промосковские шавки убеждают всех, что националисты, в том числе и "Правый сектор", будут штурмом захватывать украинские святыни, но это не так. Во-первых, мы действуем в церковном вопросе исключительно в рамках законодательства Украины (сейчас его еще и поправили в нашу, украинскую пользу), – объяснили радикалы. – Мы заботимся, чтобы принести пользу и не навредить строительству крупнейшей Православной Церкви в мире. Во-вторых, зачем штурмовать и вредить тому, что и так является нашим?».

Свое коммюнике радикалы сопроводили хэштегом «геть_загарбників_у_рясах» и «церква_окупант».

Представители «Правого сектора» заявили, что «московским спецслужбам» не составит большого труда «в Украине организовать "распятихмладенцев і згвалтованихепілептіческих бабушек-снигирей"». Радикалы добавили, что в праздничные дни они не готовили никаких акций.

«Сообщаем, что на время Рождественских праздников не планируем никаких действий в отношении паствы РПЦ в Украине и насельников монастырей при наших лаврах. Важно отметить, что переходы приходов из московской церкви в Украинскую продолжают происходить мирным путем, процесс продолжается и "толкать силой" его не нужно (орфография автора сохранена, – СПЖ)», – подчеркнули националисты.

В то же время на страницах «Правого сектора» в Facebook появились приглашения на «акции» и «открытые диалоги», которые представители националистических сил готовятся провести 6 января 2019 года в поддержку новосозданной церковной структуры. В текстах приглашений они заявили, что всем православным Украины «пришло время мирно перейти в ПЦУ». «Мы хотим, чтобы каждый православный верующий перешел в Православную Церковь Украины и возрождал национальную самобытность», – подчеркнули представители «Правого сектора».
 
Является ли получение Украиной томоса поражением Русского мира?


Известный ополченец, командир бригады «Восток» Александр Ходаковский — о религиозном расколе на Украине.

«Когда говорят, что томос — поражение русского мира, — я с этим не соглашаюсь. Когда вас взяли в плен и бьют сапогами — что причина, а что следствие? Томос — это ещё не конец. То, что вселенский патриарх сунул руку в канализацию — это его проблемы.

А вот то, что власть, которую некогда признали и которая утвердилась, независимо от того, будет ее возглавлять „ко” в юбке, или „ко” в брюках, теперь, размахивая томосом, как рулоном туалетной бумаги для подтирания автофекалий, начнёт душить православие на Украине — это больно, как говорил известный герой.

Я не жду, что в Украине начнётся разлад в связи с этим. Не жду, что что-то там вспыхнет — не вспыхнет. Но если украинское православное духовенство не дрогнет, а паства не отвернётся от своих поводырей — именно на Украине начнётся новое подвижничество.

Донбасс станет символом воли, а украинское православие станет символом духа. И если так и будет — то скажем спасибо Варфоломею за томос, — церковь давно в нем нуждалась, чтобы стало меньше тех, кто примкнул к ней по легкомыслию, и стало меньше тех, кто уничижительно тычет пальцем — попы.

Когда мы надеваем крест на шею — мы надеваем не украшение, а символ соразделения крестного пути».
 
Константинопольский патриархат — он первый или лишь первый среди равных?
http://rusvesna.su/news/1547209269


Большая часть мирового Православия уже не признала ПЦУ, – священник УПЦ


Прот. Геннадий Шкиль подсчитал приблизительное количество клириков и верующих тех Поместных Церквей, которые уже заявили о непризнании новообразованной Церкви Украины.


Основываясь на данных, взятых из официальных источников, священник Херсонской епархии УПЦ составил наглядную таблицу, в которой отразил количественное соотношение клириков и верующих всех Поместных Православных Церквей, включая ПЦУ. Исходя из нее, протоиерей Геннадий Шкиль пришел к выводу, что те Поместные Церкви, которые уже сейчас заявили о своем непризнании Томоса об автокефалии новой церковной структуры в Украине, составляют большинство православного мира.

«На сегодняшний день "томос" Архондониса (Константинопольского патриарха Варфоломея, – ред.) категорично не признали РПЦ, Польская ПЦ, Сербская ПЦ, о непризнании заявили Предстоятели Антиохийской и Кипрской ПЦ, – написал протоиерей на своей странице в Facebook. – А это означает, что за ними стоят 546 епископов, 44 428 священнослужителей, 41 213 приходов, 1277 монастырей и около 103 356 000 верующих. Это по всем показателям, кроме монастырей, составляет большинство православного мира».

Чтобы избежать обвинений в завышении цифр, священник использовал наименьшие показатели в отношении Русской Православной Церкви, количество верующих которой в разных источниках колеблется от 90 до 180 млн человек.

«Помнится мне, что в "томосе" Архондонис упоминает 6-й канон Никейского Вселенского Собора в части "если же при совместном голосовании всех, которое будет справедливым и согласно церковному канону, двое или трое из-за собственной склонности к спорам будут отрицать, то пусть имеет силу решение большинства". Большинство уже против. И оно уже останется большинством, независимо от того, кого поддержат остальные 9 Поместных Церквей», – подытожил отец Геннадий, подчеркнув, что полученные цифры являются приблизительными, поскольку точных цифр воцерковленных по всем Церквям нет нигде – «такая статистика не ведется».
50277509_2063757360374174_305613199720316928_n.jpg

http://spzh.news/ru/news/59097-bolyshaja-chasty-mirovogo-pravoslavija-uzhe-ne-priznala-pcu--svyashhennik-upc
 
Вода наша, а не ваша: глава Браилова пытался сорвать молебен клириков УПЦ

Под Винницей глава поселкового совета мешал священникам УПЦ провести водосвятный молебен на Крещение, ссылаясь на то, что «им никто не давал права».

19 января, на праздник Богоявления в пгт. Браилов под Винницей поселковый глава пытался сорвать священнослужителям УПЦ традиционное крещенское освящение воды, которое ежегодно проходит на водоемах вблизи сахарного завода и электростанции. Об этом сообщает сайт Винницкой епархии УПЦ.

Как сообщают в епархии, 19 января в 12:00 протоиерей Михаил Стець начал освящать воду у сахарного завода. Непосредственно во время освящения, у водоема появился Браиловский поселковый голова Резидент Валерий Дмитриевич в сопровождении раскольнического священника Леонида из соседнего села.

Не дожидаясь окончания молебна, чиновник начал хулиганские действия в отношении клирика: стал кричать в микрофон, что о. Михаила никто сюда не приглашал, обзывать его «московским попом».

После 14 часов В. Д. Резидент появился около другого водоема, рядом с электростанцией, где освящал воду протоиерей Ростислав Шемет. На этот раз поселкового голову сопровождал священник ПЦУ Сергей из села Жмеринки.

Вдвоем они пытались не дать священнику закончить освящения, в частности, выкрикивая: «вода наша, а не ваша», «кто вам дал право на освящение воды на водоемах».

Действия поселкового головы вызвали возмущение православных общины Браилова. В Винницкой епархии обеспокоены тем, что в светском государстве представитель власти позволяет себе вмешиваться в чисто церковные дела, к тому же делает это демонстративно, в вызывающей и оскорбительной форме.


УПЦ продемонстрировала поразительную сплоченность, – немецкие СМИ

По мнению немецкого издания Der Spiegel, слияние веры и политики приведет к усилению напряжения в Украине.


В ситуации с созданием автокефалии в Украине УПЦ продемонстрировала поразительную сплоченность. Об этом пишет Кристиан Эш в немецком издании Der Spiegel, передает ВЗГЛЯД .

«Из около 12 тыс. приходов до сих пор только несколько десятков перешли на другую сторону. Из 53 действующих епископов – один единственный: митрополит Винницкий», – подчеркнули в Der Spiegel.

Автор статьи также отмечает, что Петр Порошенко перенес свою избирательную кампанию в украинские храмы. Он развозит по соборам страны Томос об автокефалии в качестве подарка

«Складывается впечатление, что президент неожиданно превратился в проповедника, – отмечает Эш. — У грамоты (Томоса об автокефалии – примеч. СПЖ) есть и светская функция. Для Порошенко она последний шанс избежать практически гарантированного поражения. В конце марта на Украине пройдут президентские выборы и только чудо может его спасти».

В заключение, Кристиан Эш констатирует: «чем больше вера и политика сливаются воедино, тем более напряженной становится ситуация в Украине».
 
На Волыни активисты из ПЦУ захватили собственность настоятеля монастыря
http://spzh.news/ru/news/59375-na-volyni-aktivisty-iz-pcu-zahvatili-sobstvennosty-nastojatelya-monastyrya

«Пролилась первая кровь»: на Украине более сотни сектантов заставили священника УПЦ отдать ключи от храма
http://rusnext.ru/news/1548566904

Надо собрать правильную «братию»: Филарет озвучил план захвата Лавры
http://rusnext.ru/news/1548048144

У Порошенко начали готовить общественное мнение к захвату Лавр
https://www.politnavigator.net/u-poroshenko-nachali-gotovit-obshhestvennoe-mnenie-k-zakhvatu-lavr.html

Мэр Могилев-Подольского возглавил попытку захвата храма в Винницкой области
http://spzh.news/ru/news/59713-mer-mogilev-podolyskogo-vozglavil-popytku-zahvata-khrama-v-vinnickoj-oblasti

Духовенство Ивано-Франковской епархии заявило о давлении правоохранителей
http://spzh.news/ru/news/59686-duhovenstvo-ivano-frankovskoj-jeparkhii-zajavilo-o-davlenii-pravoohranitelej

Винницкая полиция предостерегает чиновников от вмешательства в дела Церкви
http://spzh.news/ru/news/59595-vinnickaja-policija-predosteregajet-chinovnikov-ot-vmeshatelystva-v-dela-cerkvi

Правозащитники проинформировали Европарламент о нарушении прав верующих УПЦ
http://spzh.news/ru/news/59715-pravozashhitniki-proinformirovali-jevroparlament-o-narushenii-prav-verujushhih-upc

Филарет: Нет никакой новой Церкви. Томос дали Киевскому патриархату!
http://spzh.news/ru/news/59456-filaret-net-nikakoj-novoj-cerkvi-tomos-dali-kijevskomu-patriarkhatu

Чешский иерарх – верующим УПЦ: Держитесь и знайте – мы едины во Христе
http://spzh.news/ru/news/59516-cheshskij-ijerarkh--verujushhim-upc-derzhitesy-i-znajte--my-jediny-vo-khriste

Сербская Церковь не примет легализацию раскола в Украине, – Патриарх Ириней
http://spzh.news/ru/news/59592-serbskaja-cerkovy-ne-primet-legalizaciju-raskola-v-ukrainepatriarkh-irinej

Монахи Святой Горы отказались участвовать в интронизации Епифания
http://spzh.news/ru/news/59637-monahi-svyatoj-gory-otkazalisy-uchastvovaty-v-intronizacii-jepifanija

Знак Божий: прибывший на интронизацию Епифана афонский архимандрит экстренно госпитализирован
http://rusvesna.su/news/1549053947

Патриарх Иоанн X призвал Церкви возвысить голос против беззаконий Фанара
http://spzh.news/ru/news/59749-patriarkh-ioann-x-prizval-cerkvi-vozvysity-golos-protiv-bezzakonij-fanara

В Италии православный приход перешел из юрисдикции Константинополя в РПЦЗ
http://spzh.news/ru/news/59578-v-italii-pravoslavnyj-prihod-pereshel-iz-jurisdikcii-konstantinopolya-v-rpcz

Вскрылась выгода канадской диаспоры от травли Церкви на Украине
https://www.politnavigator.net/vskrylas-vygoda-kanadskojj-diaspory-ot-travli-cerkvi-na-ukraine.html
 
варфоломей будет вынужден наложить анафему на себя лично

варфоломей теперь обязан объявить анафему патриарху алексию іі и синоду рпц, которые наложили анафему на филарета денисенко.

«именно так. вы не ослышались. я изучаю материалы на которые ссылается патриарх варфоломей в ответе главе албанской церкви. среди этих документов упоминается ответ константинопольского патриарха московскому царю и духовенству от 1663 года, который подписали также патриархи александрийский, антиохийский и иерусалимский», — заявил вознесенский.

насколько этот документ, который подписан четырьмя патриархами, без собора и синодов может тянуть на некий канонический документ я не знаю, но варфоломей считает его каноническим основанием и указывает на то, что он входит в канонический сборник (κανονικαί διατάξεις» μ. γεδεών, τόμος ι, σελ. 341-346), отметил он.

«я не поленился и нашел этот документ. ответы эти находятся в 10-м томе истории русской церкви митрополита макария (булгакова). 6-ой ответ этого документа гласит: «никакой архиерей или патриарх не должен отлучать какого-либо христианина от церкви, пока не объявится вина его, за которую церковные правила повелевают отлучать; если же отлучит кого несправедливо, по гневу или нерассудительности, то сам подлежит отлучению (гл. 6)», — рассказывает эксперт.

таким образом, заявляя о том, что анафема на филарета была наложена несправедливо (именно под таким лозунгом проходит попытка легализировать постфактум иерархию раскольников), варфоломей обязан теперь объявить анафему патриарху алексию ii и синоду рпц, а по сути наложить анафему на всю рпц.

вознесенкий пояснил, что это подразумевает и разрыв евхаристического общения, против которого высказывался варфоломей и заявлял, что он не собирается разрывать его с рпц.

«извините, многоуважаемый варфоломей, но жонглировать канонами можно лишь до поры, до времени. вы уж определитесь. и если вы заявляете о снятии анафемы с филарета, вы обязаны объявить анафему рпц. хочу посмотреть как у вас это получится. в противном случае вы сами нарушаете каноны, на которые ссылаетесь в ответах.

пикантность ситуации состоит в том, что главы всех поместных церквей (в том числе и варфоломей) согласились в свое время с правильностью наложения анафемы на филарета. ой-вэй, уважаемый варфоломей, чтобы заявить теперь, что анафема была наложена несправедливо или по нерассудительности, вам придется наложить анафему на глав всех церквей. в том числе и на себя лично», — констатировал вознесенский.
 
Последнее редактирование:
Кипрский иерарх: «Украинский вопрос» надо решать срочно, кризис ухудшается

Предоставление автокефалии ПЦУ отравило межправославные отношения, кризисное положение быстро ухудшается и грозит созданием схизмы, считает архиерей Церкви Кипра.

Православие на вселенском уровне представлено единством, которое дало трещину. Об этом заявил 17 марта 2019 года митрополит Киккский и Тилирийский Никифор после праздничного богослужения в день Торжества Православия в Киккском монастыре в Никосии, сообщает сайт ОВЦС УПЦ.

В своей речи Митрополит Никифор с сожалением отметил, что сегодня «вопрос предоставления автокефалии Православной Церкви Украины вызвал серьезные, тяжелые побочные эффекты, которые отравили межправославные отношениях и повредили Телу Вселенского Православия. Возникшее кризисное положение быстро ухудшается и грозит, если вовремя не разрешится, созданием схизмы, что существенно поразит единство Православия и приведет к непредсказуемым последствиям».

Архиерей Кипрской Церкви отметил, что перед лицом действующей драматической ситуации ни одна из Православных Церквей не имеет права молчать, потому что все Поместные Православные Церкви составляют одно тело Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а следовательно, по словам апостола Павла, «когда страдает один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12:26).

«На протяжении своей истории Православная Церковь противостояла многим кризисам. И это не удивительно, так как Церковь богочеловеческим организмом и внешней, видимой части Богочеловеческого таинства входят люди с присущими им несовершенствами. Главный корень каждого кризиса - это дух гордости, эгоизма и честолюбия наших епископов. Неужели ужасный раскол между Востоком и Западом, между римско-католической и Православной Церквями, который имел место в 1054 году, не был связан с этими причинами?», – отметил митрополит Никифор.

Владыка подчеркнул, что «решение возникшей проблемы, которая волнует сейчас Православие - одно, простое, и в то же время сложное для достижения - это исполнение заповеди любви и смирения. <...> Поэтому мы, православные иерархи и, прежде всего, Предстоятели Православных Церквей, особенно те, кто носит ответственный титул патриарха, должны каждый день своей жизни проживать в том же духе Христовой любви и смирения, который мы переживаем за нашей Божественной службой, если мы хотим избегать конфликтов и расколов, и чтобы царило среди нас единство и единомыслие».

Митрополит Никифор отметил, что «полное восстановление единства Православной Церкви и избежание мучительного раскола является срочной необходимостью не только для Православия, но и для культуры и истории». Следовательно, по его словам, все Православные иерархи должны «выйти за пределы собственной пользы», действовать в духе любви и развивать диалог.

Митрополит Кипрской Православной Церкви подчеркнул, что единственным путем решения украинской проблемы и укрепления единства Православия является скорейший созыв Всеправославного Собора, или, если это очень сложно, – собрание Синаксиса Предстоятелей Православных Церквей, которые, вне зоны политического давления, должны высказаться в духе благоразумия для урегулирования украинской церковной проблемы, которая угрожает единству Православия.

«С давних времен наша Православная Церковь придерживается своей, Соборной системы принятия решений. Всем известно, что при возникновении определенной проблемы (ереси или раскола), отцы нашей Церкви, учитывая православный дух соборности, созывали Соборы – сначала Поместные, а затем Вселенские – для решения этой проблемы. Кроме того, эта древняя православная церковная реальность и традиция выражена в послании Святого и Великого Критского Собора, где провозглашалось, что "Православная Церковь воплощает свое единство и соборность в "Соборе". Соборность пронизывает ее организацию и способ принятия решений, и определяет ее путь". И чернила, которыми было написано это послание, еще не высохли», – заключил митрополит Киккский Никифор.
 
Пострадавший при захвате в Луке-Мелешковской: Я пришел помянуть мать

16 марта 2019 года в селе Лука-Мелешковская Винницкой области агрессивно настроенные активисты ПЦУ сорвали богослужение в храме УПЦ и устроили драку, в ходе которой прихожанина канонической Церкви Олега ранили в голову, сообщил канал «Перший Козацький».
 
митр. лука рассказал о 4 признаках папизма в тексте томоса

содержание томоса может стать иллюстрацией ереси папизма, уверен владыка лука.

текст томоса для украины иллюстрирует признаки ереси папизма, рассказал в ходе дебатов «процесс создания поместной церкви: запорожский аспект» на телеканале «ua: запорожье» митрополит запорожский и мелитопольский лука (коваленко).

в первую очередь владыка лука обратил внимание на то, кого томос предписывает считать главой церкви.

«если вы его внимательно читали, то кто глава церкви? для православного человека глава церкви господь наш иисус христос. в томосе кто глава? константинопольский патриарх. глава для кого? для новосозданной святейшей православной церкви украины. почему? это что? получается папа новый?», – отметил митрополит лука.

по его словам, еще одно положение томоса гласит, что фанар якобы «имеет каноническую ответственность принимать апелляции». однако согласно тем правилам халкидонского собора, на которые тут ссылаются авторы томоса, речь идет об апелляциях только в пределах константинопольского патриархата, напомнил иерарх канонической церкви. он напомнил, что именно об этом говорили древние византийские канонисты – патриарх антиохийский феодор вальсамон и византийский монах-богослов, византийский историк xii века и толкователь канонов православной церкви иоанн зонара.

владыка лука упомянул тут и о том, что фанар перевел под свою юрисдикцию все приходы упц кп, которые находятся за границей.

«это еще признак и того, что он хочет под себя подмять всех, это пример ереси, которая называется в церкви папизм», – прокомментировал архиерей упц вышеперечисленные утверждения и требования константинопольского патриарха варфоломея.

напомнил митрополит лука и об одном из главных принципов в православной церкви – принципе соборности, соблюдению которого противоречат положения томоса.

«все догматические, канонические, богословские и иные церковные вопросы в святейшей церкви украины, я цитирую томос, решаются где? в стамбуле, решением константинопольского патриарха. это что? все вопросы в церкви решаются только соборно, отсутствие принципа соборности свидетельствует о папизме», – подчеркнул правящий архиерей запорожской епархии упц.

и добавил, что все внутренние вопросы «святейшей церкви украины» томос также предписывает решать в стамбуле.

иерарх канонической церкви сравнил тексты томосов об автокефалии для польши и для украины.

«если в томосе польской церкви четко говорится, что польская церковь является церковью-сестрой для константинопольского патриарха, то в томосе, который был выдан 5 января, написано, что это уже мать, а остальные уже дочки. одно возвышение и папизм», – заключил митрополит лука.
 
Фанар сделал свое дело, Фанар может уходить

После образования ПЦУ Филарет со товарищи сделали ряд поступков и заявлений прямо противоречащих положениям Томоса. Сможет ли патриарх Варфоломей этому противостоять?

«Мавр сделал свое дело, мавр может уходить», – это цитата из драмы Фридриха Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» (1783), в которой рассказывается о том, как мавр помог графу Фиеско организовать восстание республиканцев против дожа (короля) Дориа. А еще это один из основных мэссэджей господина Денисенко, который он фактически высказал в адрес патриарха Варфоломея в недавнем интервью агентству «Главком».

15 марта «Главком» опубликовал первую часть большого интервью с Филаретом под красноречивым названием

В этом интервью господин Денисенко высказал недовольство той моделью управления Православной Церкви Украины (ПЦУ), которую Константинополь сформулировал в Томосе, а также анонсировал проведение поместного собора ПЦУ, который эту модель изменит. То есть «почетный патриарх» ПЦУ открыто заявил о том, что ПЦУ будет нарушать те условия существования ПЦУ, которые прописаны в Томосе про ее, якобы, автокефалию.

Приведем фрагмент интервью «Главкому»:

Корреспондент: «Как относится Вселенский патриархат к тому, что Украина хочет изменить Устав, который согласован с Константинополем?»

Господин Денисенко: «Они нам сказали так: пока принимайте этот Устав, который мы предлагаем вам, а когда получите Томос, вы автокефальная церковь и вы принимайте такой устав, который нужен вам».

Корреспондент: «То есть, ограничений и конфликта нет?»

Господин Денисенко: «Нет. Мы действуем законно, не против Вселенского патриархата. Мы благодарны Вселенскому патриархату за то, что он сделал. Но если мы автокефальная церковь, то мы должны действовать в интересах своей церкви, своего народа и своего государства».

В Томосе одно, в речах Филарета – совсем другое

Мы не знаем, что говорили фанариоты господину Денисенко или переговорщикам от Украины, но в Томосе записано прямо противоположное тому, что озвучивает господин Денисенко. Согласно этому документу положения Устава ПЦУ «имеют во всем обязательно соответствовать положениям этого Патриаршего и Синодального Томоса». То есть ничего такого, что противоречило бы Томосу, в Уставе ПЦУ быть не может. Однако ПЦУ уже активно нарушает Томос и не только с совеем Уставе. Подробнее об этом далее.

А пока хотелось бы прокомментировать фразу господина Денисенко о том что «мы должны действовать в интересах своей церкви, своего народа и своего государства». Фраза, явно рассчитанная на людей, заблуждающихся в отношении «дедушки ПЦУ», как назвал господина Денисенко экс-экзарх, архиепископ Даниил Зелинский. Одним из самых явных на сегодняшний день разногласий Фанара и ПЦУ является вопрос формирования Синода ПЦУ. Константинополь настаивает на том, что «архиереи»-члены Синода должны занимать свои места по старшинству «хиротоний». Томос говорит, что Синод «ежегодно созывается из Архиереев, приглашенных поочередно по их старшинству, из числа тех, что имеют епархии в географических границах Украины». А «почетный патриарх» настаивает на совсем противоположном: «Самое главное – изменить количество постоянных членов Синода. Нужно не три, как сейчас (Томосом постоянные члены не предусмотрены вообще – Ред.), а больше, где-то 12. Для других останется возможность поочередно быть временными членами Синода. Постоянными членами Синода должны быть авторитетные архиереи из разных регионов, с Центра, Запада, Востока, Юга и Севера». Почему «дедушка ПЦУ» хочет иметь в своем Синоде постоянных членов, да еще такое значительное количество? Ответ лежит на поверхности: как он поставил своего человека на пост главы ПЦУ, также хочет и Синод составить из своих людей. Вряд ли кто-то сомневается, что формироваться Синод в таком случае будет по критерию личной преданности «архиереев» «почетному патриарху». Вот такие на самом деле «интересы своей церкви, своего народа и своего государства» преследуются при принятии нового Устава ПЦУ.

Господин Денисенко лукавит, говоря о том, что конфликта между Фанаром и ПЦУ нет. Конфликт есть и разногласий даже на уровне официальных документов и заявлений уже набралось достаточно.

Вспомним решение Синода Константинопольской Церкви от 11.10.2018 г., которым она, якобы отменила передачу Киевской Митрополии в юрисдикцию Русской Церкви в 1686 г. Пункт четвертый этого Решения гласил: «Отменить юридическую силу Синодального письма 1686 года, изданного по обстоятельствам того времени, которое предоставило Патриарху Московскому через икономию право рукоположить Митрополита Киевского, избранного духовно-мирянским собранием его епархии, который на любом торжестве будет чествовать Вселенского Патриарха как первоиерарха, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Матери-Церкви Константинополя».

Как известно, Фанар «отменил» передачу Киевской Митрополии на том основании, что Митрополит Киевский не «чествовал на любом торжестве Вселенского Патриарха как первоиерарха». Сегодня, после трех месяцев якобы существования ПЦУ, можно с уверенностью утверждать, что ПЦУ куда более серьезно нарушает условия, прописанные в Томосе. Уже сегодня этот Томос можно отменять с чистым сердцем, основываясь на тех значительных нарушениях, которые допущены ПЦУ. Вполне возможно, что в конце концов так оно и будет.
 
(продолжение).

Для того, чтобы облегчить работу фанариотов, перечислим некоторые наиболее существенные нарушения.

Нарушение первое: название

В Томосе фигурируют целых три названия, что немного странновато. Можно предположить, что такая тройственность возникла как некий компромисс между разными точками зрения участников процесса создания ПЦУ. Как говорит Томос, в Диптихе Поместных Православных Церквей эта структура должна именоваться как Святейшая Церковь Украины (СЦУ): «К тому же, этим подписанным Патриаршим и Синодальным Томосом мы признаем и провозглашаем установленную в пределах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные Церкви признавать ее как сестру и упоминать под именем "Святейшая Церковь Украины"». Несколько ниже Томос именует СЦУ по-другому: один раз Автокефальной Церковью Украины: «Проясняем к вышесказанному, что Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол…». И два раза Православной Церковью Украины: «Таким образом, Православная Церковь Украины, через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола…» и «Так вот, на всех этих условиях, наша Святая Христова Большая Церковь благословляет и провозглашает Православную Церковь Украины Автокефальной…». Какое из этих названий правильное – известно одному Всесвятейшеству, но вот то, под каким названием зарегистрировалась эта структура в украинском Госреестре юридических лиц, весьма не похоже на то, что значится в Томосе: «Религиозная организация «Киевская митрополия Украинской православной церкви (Православной церкви Украины)». Более того, господин Денисенко заявил, что «Томос дали Киевскому патриархату» и что эта структура должна именоваться не «Православная Церковь Украины», а «Украинская Православная Церковь». Однако в Томосе нет такого наименования – Украинская Православная Церковь.

Нарушение второе: Поместный собор

Господин Денисенко анонсировал проведение Поместного Собора, который традиционно состоит не только из архиереев, но еще и из представителей духовенства и мирян. Цитата из интервью «Главкому»: «И поэтому мы должны на следующем Поместном соборе провести заседания и принять Устав Украинской Православной Церкви». Однако в Томосе поместный собор как орган управления ПЦУ не предусмотрен в принципе. Как не предусмотрен и собор архиерейский. Томос указывает, что ПЦУ должна управляться Константинопольской патриархией, митрополитом Киевским и Синодом ПЦУ. Все! А господин Денисенко хочет не просто провести заседания нелегитимного органа управления, а еще и принять на этих заседаниях Устав ПЦУ, который будет противоречить Томосу.

Нарушение третье: состав Синода

Об этом уже было сказано выше, Томос определяет порядок членства в Синоде поочередно в порядке старшинства «хиротоний». А дедушка ПЦУ хочет иметь 12 постоянных членов Синода, подконтрольных себе. Даже корреспондент «Главкома» удивился такой наглости и попробовал обратить внимание господина Денисенко на это несоответствие, а также на то, что уже сейчас это правило Томоса нарушается: «Согласно положениям Устава и условиями Томоса предстоятель Украинской церкви может определять кандидатуры в Синод, руководствуясь принципом старшинства хиротоний. Но в первом составе Синода отсутствуют многие архиереи, которые были рукоположены раньше, чем те которых избрали».

Дедушку ПЦУ это нисколько не смутило и он ответил, что мол греки ошибаются и мы лучше знаем, как управлять церковью: «Как я уже сказал, традиция, которая сложилась в Украинской церкви, это касается, к слову и Московского Патриархата, состоит в том, что члены Синода представляют регионы. Это, во-первых. Во-вторых, авторитетные архиереи. В хиротонии он может быть и самым старшим, но на самом деле, неспособным управлять. У нас есть такие архиереи и не один. Служат они долго, но не имеют соответствующих способностей. Такие не могут управлять всей церковью. И этот принцип по старшинству хиротоний – неправильный».

Нарушение четвертое: заграничные приходы

В Томосе содержится обязательство ПЦУ передать все заграничные приходы УПЦ КП и УАПЦ в юрисдикцию Константинополя: «…исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу…».

Однако вопреки этому однозначному требованию, некоторые заграничные приходы уже заявили о том, что не собираются переходить в Константинопольский патриархат. Так приходы УПЦ КП в американских городах Бриджпорт, Клифтон, Чикаго, приход УПЦ КП в Кельне на своих приходских собраниях приняли решение остаться в юрисдикции ПЦУ (фактически в УПЦ КП). При этом настоятель прихода в Бриджпорте Александр Двинятин заявил, что Томос это не Символ веры, а что-то вроде Типикона (богослужебного устава), который можно сокращать или видоизменять по своему усмотрению.

Конечно, всегда можно сказать, что нельзя, мол, насильно заставить верующих перейти в юрисдикцию, где они быть не хотят. Однако мы не услышали от «иерархов» УПЦ КП/ПЦУ ни единой попытки, ни одного обращения к своим подопечным с призывами следовать положениям Томоса.

Выводы

Получив формальную «легализацию» в виде Томоса, Филарет и его духовные птенцы-«иерархи» не приобрели ни христианского послушания, ни смирения. Они действуют так, как привыкли действовать все эти годы – «дружить» с союзниками, пока это выгодно, а потом отодвигать их в сторону, когда те становятся не нужны. Другими словами – так, как поступают недобросовестные бизнесмены и политики. В лексиконе этой категории людей для подобных операций существует всем известный глагол – «кинуть». К тому, что Филарет со товарищи обычно действует такими методами, в Украине все привыкли и ничего другого от них и не ждали. Но для патриарха Варфоломея подобное отношение внове, он к такому не привык.

Как же посмотрит Его Всесвятейшество на все эти проделки ПЦУ, которой всего-то три месяца от роду? Скорее всего – никак. Точнее, смотрит-то Всесвятейшество отрицательно, только вот поделать ничего не может. Фанар сам себя загнал в угол. Дедушка ПЦУ оказался хитрее Константинопольского патриарха. Фанар принял к себе раскольников из УПЦ КП и УАПЦ, даровал им Томос, поссорился с Русской Православной Церковью вплоть до разрыва евхаристического общения, настроил своими папскими замашками против себя все Поместные Церкви. И в итоге получил непослушание своей новорожденной дочери – ПЦУ. А фактически господин Денисенко озвучил реальное положение вещей на сегодняшний день: Фанар сделал свое дело – Фанар может отойти в сторонку и смотреть, как Филарет будет руководить этой структурой «в интересах своей церкви, своего народа и своего государства».

Что делать Его Всесвятейшеству? Отозвать Томос? Но это скандал и потеря репутации. Это значит публично признать свою ошибку и согласиться с мнением своих оппонентов. Едва ли патриарх Варфоломей на это пойдет. Потому что действия Фанара – это чистая политика. А в политике нет не то что «матерей» и «дочерей» (церквей в смысле), в политике нет даже друзей и врагов (постоянных). В ней есть только интересы и возможности. И как бы патриарх Варфоломей не мнил себя специалистом в сфере церковной политики, в сравнении с Филаретом он здесь выглядит, как ученик детской спортивной школы против боксера-профессионала.

Но Его Всесвятейшеству хорошо бы вспомнить, что он является не политиком, а предстоятелем Поместной Церкви, и действовать не по законам мира сего, а по Евангелию. Каждый человек совершает ошибки, но не каждый способен смирить гордость и их признать. Апостол Петр сказал нам: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5). И, похоже, Филарет своими действиями помогает патриарху Варфоломею осознать правдивость этих слов.
 
Афонский старец и монах-отшельник сообщили о страшной угрозе миру после украинского раскола

Тема подготовки Константинопольским патриархатом объединительного Собора с католиками в 2025 г. вновь прозвучала на Международной научно-практической конференции «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений», сообщает украинский Союз православных журналистов.

Конференция проходила 25—26 февраля 2019 г. в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве и была посвящена обсуждению неканонических действий Константинопольского патриархата на Украине. Двое афонских монахов, которые представили на ней свой доклад, обратили внимание, что церковная ситуация на Украине — это, по сути, передовой фронт борьбы с новой унией, которую Фанар готовит к 2025 г., когда будут отмечать 1700-летний юбилей І Вселенского Собора в Никее.

Насколько серьезна эта угроза и как ей можно противостоять?

Доклад «Текущий церковный кризис и его богословские предпосылки» подготовил монах Паисий Кареот, старец келлии святых Архангелов Хиландарского монастыря, и монах Епифаний Капсалиот, отшельник, который живет в лесу в Капсале.


Первое, на что обратили внимание афонские монахи, — то, что спор по поводу действий Фанара на Украине очень часто сводят к вопросу: позволяют ли священные каноны Церкви патриарху Варфоломею делать то, что он делает на Украине, или не позволяют. Соответственно, сторонники того или иного мнения цитируют в оправдание своей точки зрения тексты канонов, дают им выгодное для себя толкование, приводят примеры из истории. Возникает ситуация, о которой говорят, что «за деревьями не видно леса».

Афонские монахи предлагают посмотреть на проблему в совсем ином ракурсе. Увидеть богословские предпосылки такого поведения фанариотов и подумать о том, куда это все может привести Православную Церковь. Цитата из доклада: «Остальные докладчики рассмотрят этот вопрос с разных сторон: исторической, канонической и многих других, а наш вклад, как мы хотели бы верить, будет заключаться в рассмотрении более глубоких аспектов проблемы — не столько исторических, сколько богословских».

А богословские аспекты заключаются в следующем. Не секрет, что одним из основных направлений богословских исследований в Константинопольской Церкви является экуменизм в самых различных его аспектах. Под процесс объединения с различными конфессиями и прежде всего с католиками подводят богословскую базу, которая призвана оправдать такое объединение, несмотря на существующие различия в вероучении и других аспектах.

Цитата из доклада: «Известно, что молодых богословов побуждают, по крайней мере в странах Запада, заниматься разными направлениями экуменического богословия, если они хотят сделать хорошую карьеру».

Для успешного продвижения процесса объединения православных с католиками в Православной Церкви создают экклесиологическую модель, напоминающую католическую Церковь. То есть, как у латинян существует папа как главный епископ, а все остальное духовенство подчинено ему, так и у православных должен быть один главный патриарх (Константинопольский, разумеется), а все остальные епископы (в т. ч. архиепископы, митрополиты и патриархи) должны быть подчинены ему в той или иной форме.

В наиболее законченной форме учение об именно такой экклесиологической модели содержится в трудах митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), который является сопредседателем совместной комиссии по католическо-православному диалогу и по праву считается одним из основных экуменистов и модернистов нашего времени. Он отстаивает точку зрения, согласно которой высшей властью в Церкви обладает епископ (в смысле, каждый отдельно взятый), а такие структуры, как митрополичьи округа, экзархаты, автономные и автокефальные Церкви, являются просто административными надстройками, не имеющими никакого сакрального значения. Они просто сложились исторически в силу тех или иных обстоятельств, преимущественно политических. Таким образом, нивелируется понятие Поместной Церкви как таковой. Епископ уже существует как бы сам по себе, вне контекста своей принадлежности к определенной Поместной Церкви.

Цитата из доклада: «В сущности, для Зизиуласа епископ автономен от остального церковного тела, обладая исключительным правом свидетельствовать о вере и единстве Церкви, сам будучи единственным связующим звеном (μοναδικός σύνδεσμος) с другими Поместными Церквами».

Но если Поместные Церкви с их иерархической структурой управления теряют свое значение, тогда неизменно возникает вопрос, что должен быть некий первый епископ для всех.

Вот что по этому поводу говорит сам митрополит Иоанн (Зизиулас): «С самого начала церковной традиции существовали каноны, в которых говорилось следующее: в Церкви никогда не бывает Предстоятеля без Собора и никогда не бывает Собора без Предстоятеля. Гармония между Предстоятелем и Собором — дар Святого Духа. Это было нашей экклезиологией с самого начала».

Здесь совершенно очевидно происходит подмена понятий. Собор Поместной Церкви, который, естественно, не может быть без предстоятеля, заменяется на Собор всей Православной Церкви. И утверждается, что он тоже не может быть без предстоятеля.

Однако «Предстоятель всей Православной Церкви» — это нечто неслыханное для Православия. Об этом говорят и афонские монахи: «Новое богословие первенства все больше приобретает окончательные формы: первенство епископов на местном уровне ведет к признанию на уровне всего мира вселенского первенства первого — патриарха Константинопольского».

Место главы Церкви, которое всегда признавали исключительно за Господом нашим Иисусом Христом, в новом фанарском богословии усваивается Константинопольскому патриарху. В докладе афонских монахов говорится: «Этому первенству, как мы хотели бы подчеркнуть, с помощью особого толкования богословами Константинопольского патриархата священных канонов придается не просто историческое, но богословское значение».

Признание такого первенства на всеправославном уровне должен был закрепить Критский Собор 2016 г. Несмотря на то, что он по факту не был всеправославным, Фанар продолжает настаивать на именно таком его статусе, а также обязательности всех документов этого Собора для всех Поместных Православных Церквей.

Ситуация на Украине предоставила Константинополю возможность продемонстрировать всему миру это свое «верховенство» в действии. Цитата из доклада афонских монахов: «Кроме того, украинский вопрос дал повод патриархату еще больше сфокусировать внимание на природе вселенского первенства, которое, как в нем считают, позволяет ему применять вытекающее право рассматривать апелляции».
 
(продолжение).

Если Фанару удастся заставить Поместные Церкви признать свои решения по Украине, тогда совершенно в ином статусе будет представать еще одно важное событие. Речь о праздновании 1700-летия І Вселенского Собора в Никее в 325 г. На нем Римская Церковь еще была вместе со всеми Православными Церквями. Это обстоятельство дает повод организовать некое мероприятие, которое может стать просто встречей папы и Константинопольского патриарха, а может — и полноценным Собором, на котором будет объявлено о «преодолении» схизмы.

Договоренность о совместном праздновании юбилея І Вселенского Собора была достигнута в 2014 г., когда папа Франциск и патриарх Варфоломей вместе праздновали немного более скромную дату — 50-летие «снятия» взаимных анафем 1054 г. между Константинопольским патриархатом и Ватиканом. Эти анафемы «сняли» в 1964 г. папа Павел VI и патриарх Афинагор (Спиру). Кстати, по инициативе последнего.

И вот в 2014 г. на встрече в Иерусалиме, также по инициативе патриарха Константинопольского, была достигнута предварительная договоренность о проведении в 2025 г. совместного Собора или аналогичного мероприятия между Ватиканом и Фанаром.

Тогда папа, обращаясь к патриарху Варфоломею, заявил: «Ваше святейшество, возлюбленный брат мой, дорогие братья, отложим в сторону все колебания, унаследованные от прошлого, и откроем наши сердца Святому Духу, духу любви и правды, чтобы вместе идти к благословенному дню нашего вновь обретенного и полного единства. Мы не можем отрицать тот факт, что между нами, последователями Христа, все еще существует разделение, драма которого особенно остро чувствуется в этом святом месте. <…> Но различия не должны пугать нас и останавливать на нашем пути. Мы должны верить, что как был отвален камень с могилы Христа, так и все препятствия к полному объединению между нами будут преодолены».

Как известно, между Православием и католичеством существуют не просто «препятствия», а серьезные различия догматического характера. Интересно, какими словами их характеризует папа Франциск: «Всякий раз, когда мы преодолеваем старые предрассудки и отваживаемся продвигать новые братские отношения, мы свидетельствуем, что Христос действительно воскрес!»

По итогам встречи в 2014 года патриарх Варфоломей заявил, что они с папой Франциском «договорились оставить в наследство нам и нашим преемникам собрание в Никее в 2025 году, чтобы вместе, спустя 17 веков, праздновать первый по-настоящему Вселенский Собор, на котором был впервые обнародован Символ веры».

«Украинский вопрос дал повод Константинопольскому патриархату еще больше сфокусировать внимание на природе вселенского первенства». Из доклада монахов Паисия Кареота и Епифания Капсалиота.

Наверное, ни один православный человек не будет против объединения с католиками, в случае оставления последними всех их ересей, накопившихся за последнее тысячелетие. Но признаков такого развития событий нет. Наоборот, история свидетельствует, что когда проводят совместные Соборы Ватикана и Константинопольского патриархата, это, как правило, заканчивается унией, то есть отрицанием Православия, принятием католических догматов и подчинением римскому папе. Так было в Лионе в 1274 (Лионская уния), так было и во Флоренции в 1439 г. (Флорентийская уния).

Как же можно противостоять угрозе заключения очередной унии в Никее в 2025-м?

Афонские монахи Паисий Кареот и Епифаний Капсалиот утверждают, что для этого также имеется своя богословская и каноническая база. Речь о документах, принятых на Московском Соборе в 1948 г. Этот Собор, именуемый церковными историками Совещанием глав и представителей автокефальных Православных Церквей, был приурочен к празднованию 500-летия фактической самостоятельности Русской Церкви.

В совещании участвовали главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской и Польской Православных Церквей.

Среди прочих вопросов совещание обсудило и вопрос взаимоотношений с Ватиканом. Была принята специальная «Резолюция по вопросу „Ватикан и Православная Церковь“». В ней говорится: «Совещание Предстоятелей и Представителей Православных Автокефальных Церквей <…> определяет, что Римская курия (курия, не Церковь! — прим. ред.) во главе с епископом г. Рима на протяжении ряда веков, как еще давно писали отцы Африканского Собора папе Целестину, под влиянием „мирского дымного надмения“ и других чисто человеческих мотивов, извратила истинное евангельское учение, полученное от Господа через святых апостолов, этих „труб Святого Духа“ (1-е правило VII Вселенского Собора). Презрев категорическое повеление Отцов VI Вселенского Собора, — „хранити неприкосновенную нововведениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных апостолов“ (1-е, правило VI Вселенского Собора, ср. 1-е правило VII Вселенского Собора), римские епископы нарушили чистоту учения древневселенского Православия новоявленными догматами: о „Filioque“, Непорочном Зачатии Божией Матери и, в особенности, совершенно антихристианским учением о главенстве в Церкви папы и его непогрешимости.

Вследствие этого антихристианского нововведения, римские епископы причинили огромный вред единству Вселенской Церкви Христовой и вообще делу созидания спасения человеков на земле.

<…> Таковое наше определение, осуждающее папство, не является случайным, но оно вытекает из самых основных принципов древневселенского Православия, выраженных в известном правиле Викентия Лиринского: „Id te-neamus, quod semper, quod ubique, quod ab omnibus credi-tum est“ („мы сохраняем то, во что верили всегда, всюду и все“). <…> Мы горячо молим Пастыреначальника, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он просветил светом Своего Божественного учения католическую иерархию и помог бы осознать ту пучину греховного падения, в какую низвели они Западную Церковь как своими новоявленными учениями о главенстве и непогрешимости папы, так и использование Церкви в интересах политической борьбы».

Это определение не подписали представители Константинопольской и Элладской Церквей.

Впоследствии было присоединение Русской Церкви под давлением советского правительства к экуменическому движению, но сегодня очевидным становится важность не поиска мнимого единства с различными конфессиями, а твердого свидетельства о неизменности и непреложности Истины, которую содержит Православная Церковь.

Завершается доклад монахов Паисия Кареота и Епифания Капсалиота такими словами: «Значение Собора 1948 года, и мы это еще раз подчеркиваем, велико и ждет своей справедливой исторической оценки. Как нам кажется, Русской Церкви дан прекрасный момент восстановления связи со своим прошлым, что откроет ей возможность проложить путь такому развитию событий, которое позволит ей стать ведущей силой, способной реализовать и желание всех православных народов вернуться к традиционному Православию, далекому от губительного влияния экуменизма и тех, кто обязался действовать в качестве его орудий».

То, что сейчас именно Русская Православная Церковь противостоит стремлению Фанара создать условия для «объединительного» Собора с Ватиканом в 2025 г., — не заслуга ее, а тяжелое бремя, которое она должна нести. Борьба за Православие никогда не была легкой, но Бог всегда помогал выстоять тем, кто оставался верен Ему. Поможет он выстоять и нам, верным чадам Украинской Православной Церкви. Ведь главный фронт этой борьбы за Православие сейчас проходит в нашей стране.
 
албанская церковь настаивает на перерукоположении раскольников

архиепископ тиранский и всей албании анастасий продолжил дискуссию с константинопольским патриархом по украинскому церковному вопросу, раскритиковав действия фанара.

предстоятель албанской православной церкви архиепископ анастасий – известный православный ученый, богослов, миссионер, профессор богословского факультета афинского университета – написал ответное письмо патриарху варфоломею, в котором указал на ошибки и развенчал историко-каноническую позицию фанара по украинскому церковному вопросу. письмо было опубликовано на официальном сайте албанской церкви 30 марта 2019 года.

рассматривая кризисный церковный вопрос, архиепископ анастасий выделил три темы, «имеющие непосредственное отношение к вдохновленной святым духом традиции и сознанию православной церкви: а) божественную евхаристию, б) апостольское преемство и в) соборность». отдельные фрагменты этого письма в переводе с греческого языка опубликовал отдел внешних церковных связей упц.

«наше беспокойство сосредоточено целиком и полностью на ключевом вопросе хиротонии епископов и апостольского преемства, – говорится в документе. – вот почему была отмечена прежде всего несчастная роль самопровозглашенного «почетного патриарха киевского и всея руси-украины» филарета и были сформулированы богословские предостережения относительно действительности в святом духе совершенных им [филаретом] хиротоний, исходя из того, что божественная благодать не действует, когда свершитель является запрещенным, изверженным из сана и анафематствованным; а также из того, что канонически хиротонисующий епископ действует не от своей собственной силы, а от имени церкви – единственного носителя благодати божией. мы сомневаемся относительно того, делает ли восстановление филарета в каноническом чине автоматически действительными и совершенные им хиротонии».

отвечая на исторический пример с мелетианской схизмой, который привел константинопольский патриарх в своем письме предстоятелю албанской церкви от 20 февраля 2019 года, архиепископ анастасий написал, что «соотношение и аналогия украинского вопроса с мелетианской схизмой iv-го века не развеяли наших сомнений, наоборот, внимательное изучение этого [вопроса] приводит к другим выводам».

«согласно трактату приснопамятного митрополита анхиальского, а впоследствии смирнского василия, что вы мне прислали в качестве приложения [под названием] "детально по поводу схизмы мелетиан", говорится следующее: "исправление происходило через принятие самого мелетия в епископское достоинство без священнодействия, а тех, кто был рукоположен им в то время, когда он сам был отлучен, епископов и пресвитеров и диаконов, – на таких условиях и таким способом, который 8-й канон повелевает принимать кафаров и новаціан, то есть через простое рукоположение (хиротесию) с молитвой, утверждая за каждым из них их священные степени". последняя поясняющая фраза была опущена в вашем письме», – отметил владыка анастасий.

вместе с тем предстоятель албанской церкви приводит слова святителя афанасия великого, который подтверждает указанный способ принятия из раскола, а также слова известного греческого церковного историка архиепископа афинского хризостома (пападопулоса), который, описывая историю с мелетианской схизмой, заключает: «собор занялся вопросом мелетия ликопольского (4 правило). мелетию было разрешено жить в ликополе и иметь честь епископа без права руководить епархией ликопольской и рукополагать».

далее в своем письме владыка анастасий продолжил: «архиепископ александрийский александр требовал от мелетия каталог рукоположенных им епископов, которых насчитывалось 29. собор по милости признал их в их (епископском) достоинстве через новое возложение рук ... при условии, чтобы они находились с каноническими епископами, подчинялись архиепископу александрийскому, и не участвовали в выборах епископов. однако они могли быть избраны на вакантные епископские кафедры. лишь один мелетий не мог быть избранным».

«соответственно, преодоление схизмы мелетиан и принятие по икономии незаконно рукоположенных мелетием, включало следующие этапы: а) покаяние, б) возложение рук каноническим епископом – минимально необходимого для восстановления апостольского преемства, в) молитву, г) окончательное примирение. речь идет о принципе, который действовал во всех случаях возвращения раскольников в православную церковь и который указывал на выход из существующей проблемы. несмотря на то, что случай филарета удивительно подобен случаю с мелетием, который вернулся «в высоком епископском достоинстве, впрочем без всякой церковной власти или авторитета», примененная к нему (филарету) снисходительность остается не объясненной», - пишет владыка.

«филарет вернулся в каноническую церковь (причем неизвестно, подавал ли он прошение о покаянии), и его предыдущие недействительные церковные действия стали узаконены в общем и в целом только через синодальный акт. сам он неоднократно хвастался, что "был, есть и будет патриархом киевским и всея руси-украины", продолжает носить свойственный русским патриархам куколь, и ведет себя как патриарх. он стал главным координатором созванного объединительного собора, который избрал незаконно "рукоположенного" им епифания. сегодня он (филарет) является постоянным членом синода и провозглашает, что он является архипастырем всех киевских приходов. все эти события являются точно известными», - продолжил архиепископ анастасий, подчеркнув, что "мелетианская схизма была вылечена не решением александрийского патриархата, к юрисдикции которого принадлежал мелетий как епископ ликополя египетского, но решением первого вселенского собора».

также предстоятель албанской церкви отверг аналогию украинского вопроса с русской православной церковью заграницей – «там не было ни снятия сана, ни анафем, и апостольское преемство не подвергалось сомнению (...), исправление разделения произошло через особое священнодействие и молитвы воссоединения в храме христа спасителя».

по мнению архиепископа анастасия, неуместна и аналогия с болгарской схизмой – «это многолетнее отделение всего народа от вселенского патриархата и всего православия», в то время как в украинском вопросе речь идет о внутреннем расколе внутри одной поместной церкви. владыка подчеркнул, что решение болгарского вопроса «началось на всеправославной комиссии, собравшеся для подготовки всеправославной предсоборной комиссии в священном ватопедском монастыре на святой горе афон (июнь 1930 года). главным условием, которое было поставлено и выполнено, была просьба о прощении со стороны болгарской церкви. наконец, после долголетних сложных переговоров раскол был преодолен в 1945 году и в результате произошло примирение всего православного мира».

далее глава албанской православной церкви еще раз напомнил патриарху варфоломею, что в результате его действий в украине «желаемое примирение не было достигнуто ... вместе с тем, явной является опасность раскола вселенской православной церкви».

также архиепископ анастасий опроверг скрытые намеки на то, что его позиция находится под влиянием других церквей, которые содержались в письме из константинополя: «нашу братскую преданность мы доказали делом на протяжении десятилетий, а особенно – на совещаниях предстоятелей и на святом и великом соборе православной церкви на крите, сообразуясь со всеми инициативами вашего божественного святейшества. иногда мы смело декларировали нашу точку зрения, даже несмотря на несогласие с возлюбленными братьями из других церквей».

предстоятель албанской церкви в своем письме поблагодарил за все благодеяния, которые сделал константинопольский патриархат для этой церкви.

«однако, мы убеждены, – продолжает он, – что настоящая благодарность не может быть связана с отменой критической богословской мысли и церковного опыта, или с предательством свободы совести. наоборот, это означает увеличение обязанности всегда четко и с дерзновенною любовью формулировать свои взгляды», – отметил архиепископ анастасий.

в завершающей части своего письма предстоятель албанской православной церкви написал следующее:

«ваше святейшество! мы переживаем за сохранение православного единства, которое является неизменным условием для свидетельства православия в мире. несогласия на епископских конференциях в диаспоре и на межхристианских многосторонних и двусторонних диалогах уже очень ощутимы. твердое убеждение албанской церкви, так же как и многих других, заключается в том, что на данный исторический момент с целью излечения болезненных травм и уже угрожающей схизмы, необходимым является всеправославное обсуждение и нахождение решения, что поставит первоочередной целью духовную поддержку всех православных христиан в украине и особенно – обеспечение православного единства. и очевидно, что мы готовы конструктивно способствовать выходу из этих очень тяжелых кризисных ситуаций. существующие разнообразные точки зрения не решаются затягиваниями монологов, заявлениями, перепиской, вмешательством непричастных людей, обманчивых комментариев, бессмысленных публикаций в сми. согласно православной традиции, кризисы преодолеваются с помощью соборности, что означает собрание и с молитвой обсуждение ответственными представителями поместных православных церквей. тогда, при помощи благодати всесвятого духа, такой собор сможет в любви найти оригинальные решения снисхождения, прощения и изменений и принять смелые решения, которые будут всеми восприняты и приведут к примирению, единству и духовной пользе всех верующих мирового православия».
 
синод опубликовал заявление о ситуации в украинском и мировом православии


в заявлении священного синода упц дается оценка ситуации в украинском и мировом православии после предоставления константинополем томоса пцу.


заявление было принято 3 апреля 2019 года на заседании священного синода упц под председательством блаженнейшего митрополита киевского и всея украины онуфрия. ниже приводим полный текст заявления.

заявление священного синода украинской православной церкви о ситуации в украинском и мировом православии

священный синод украинской православной церкви на заседании 3 апреля 2019 года обсудил ситуацию в церковной жизни украины и в мировом православии новосозданной «православной церкви украины», и заявляет следующее:

священный синод украинской православной церкви на заседании 3 апреля 2019 года обсудил ситуацию в церковной жизни украины и в мировом православии после антиканонического предоставления константинопольским патриархатом томоса об автокефалии новосозданной «православной церкви украины», и заявляет следующее:

1. констатируем, что идея преодоления церковного раскола в украине через предоставление томоса об автокефалии неканоническим церковным группировкам («упц кп» и «уапц») оказалась ошибочной. ни одна из поместных православных церквей не признала этого незаконного деяния константинопольского патриархата, а значительная часть поместных церквей, в частности антиохийская, русская, кипрская, сербская, польская, албанская и православная церковь в чешских землях и словакии в различных формах уже выразили свое несогласие с решениями константинопольского патриархата. поместные церкви также заявили, что не признают новосозданную «православную церковь украины», не признают действительность хиротоний в этой структуре и запрещают своему духовенству иметь любое молитвенное общение и литургическое сослужение с ее представителями. таким образом, не произошло рецепции, то есть восприятия мировым православием этих действий константинопольского патриархата, который фактически попытался легализовать раскол. соответственно, легализация раскола – это не тот путь, которым можно достичь церковного единства. напоминаем, что согласно историко-канонической традиции церкви, автокефалия предоставляется только единой церкви в пределах конкретного государства, а не какой-то части, отколовшейся от тела церкви.

2. следует признать, что историческая и каноническая аргументация, приводимая константинопольским патриархатом относительно собственного права и возможности вмешательства в дела других поместных церквей, является безосновательной, искусственной, надуманной и противоречит церковным канонам. соответственно, константинопольский патриархат не имел никакого права вмешиваться в церковную жизнь украины. действия и аргументация константинопольского патриархата, который незаконно снял анафему с главного виновника украинского церковного раскола филарета денисенко, а также признал иерархию «уапц», в которой апостольское преемство вообще отсутствует, свидетельствуют о том, что на фанаре не понимают до конца сути того, что произошло и происходит в православной среде украины. на самом деле, филарет денисенко был анафематствован не за то, что стремился к автокефалии, как заявляют в константинопольском патриархате, а за аморальную личную жизнь, нераскаянный тяжкий грех совершения раскола в церкви, за создание параллельной раскольнической иерархии и квазицерковной структуры, которая на протяжении всего своего существования противостояла и продолжает уже под другим именем бороться с канонической украинской православной церковью, а теперь даже грозит разрушить единство между поместными православными церквями.

3. следует констатировать, что действия константинопольского патриархата в украине нанесли большой ущерб украинскому православию, а также стали угрозой для всеправославного единства. считаем, что константинопольский патриархат и лично патриарх варфоломей должен признать свою ошибку и работать над ее исправлением. способом исправления этой ошибки мог бы стать отзыв томоса, призыв к раскольникам о покаянии в грехе раскола и созыве всеправославного собрания для соборного решения украинского церковного вопроса.

4. церковная действительность в украине свидетельствует, что для православных христиан томос не принес ни единства, ни мира, ни спокойствия, как это обещали год тому назад инициаторы этой идеи из церковных и государственных кругов. вместо этого, плодами томоса стали насилие, конфликты, противостояние, слезы и страдания верующих украинской православной церкви. все эти факты свидетельствуют, что простая легализация раскола не меняет раскольников, которые остаются враждебными и агрессивными к церкви. только покаяние и искреннее признание раскольниками своих ошибок перед церковью и возвращение в ее лоно может принести мир и единство в церковную жизнь украины.

5. насилие, дискриминация и нарушения прав верующих украинской православной церкви уже попали в поле зрения международных правозащитных организаций. в частности, это нашло отражение в последнем докладе управления верховного комиссара оон по правам человека. эти правонарушения, которые зачастую поддерживаются представителями властей на местах, компрометируют наше государство в мире. насилие, захваты наших храмов и другие противоправные действия не приведут к церковному единству в украине. это ошибочный путь и нужно иметь мужество признать эту ошибку. с уважением просим представителей действующей власти прекратить искусственное инициирование изменения подчиненности наших приходов, поскольку среди нашего духовенства и прихожан нет на это внутреннего запроса. считаем, что кампания по дискредитации украинской православной церкви, запрет на присутствие духовенства нашей церкви в армии, попытки насильно изменить название нашей церкви и другие подобные антицерковные действия являются стратегической ошибкой власти в сфере внутренней политики и стабильности в государстве.

6. особую обеспокоенность вызывает факт уголовного преследования клирика ровенской епархии украинской православной церкви протоиерея виктора земляного. впервые за годы независимости украины священника, который защищает права верующих и свободу вероисповедания, безосновательно привлекают к уголовной ответственности и обвиняют в разжигании религиозной вражды.

7. просим государственную власть не вмешиваться в церковные дела, своими действиями не способствовать разжиганию религиозной вражды, отменить требования закона украины №2673-viii от 17.01.2019 года о переименовании украинской православной церкви как антиконституционные и противоречащие нормам украинского и международного законодательства и базовым принципам прав и свобод человека, а также не способствовать рейдерскому захвату приходов нашей церкви путем незаконной их перерегистрации. господь наделяет правителей властью не для порождения раздора в обществе, а для сохранения мира, спокойствия и согласия между всеми гражданами страны.

8. обращаемся к представителям новосозданной структуры – «православной церкви украины» с призывом вспомнить слова христа о том, что именно любовь к ближнему является признаком настоящих христиан (см. ин. 13:35). чем больше насилия с вашей стороны будет сегодня к нашим верующим, тем более отдаленной будет перспектива восстановления церковного единства в украине. то, что вы захватываете наши храмы с привлечением политических, государственных и даже иногда парамилитарных структур, выгоняете наши общины на улицу, вследствие чего они вынуждены молиться под открытым небом или в неприспособленных помещениях, мы воспринимаем с христианским терпением. «злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; позорят нас, мы молимся» (1 кор. 4: 12-13). в этом терпении мы смиренно молимся и ожидаем того времени, когда христианская любовь победит ненависть, злобу и вражду, и мы сможем встретить вас на пороге церкви и обнять как братьев и сестер, которые вернулись домой.

9. выражаем благодарность тем поместным православным церквам, которые уже выступили в поддержку канонического церковного порядка и не согласились с легализацией раскола. благодарим также тех священников и верующих, которые потеряв свои храмы, которые были захвачены, сохранили верность церкви. призываем духовенство и верующих украинской православной церкви помогать и оказывать поддержку тем священникам и общинам, у которых отобрали храмы, помня слова святого апостола павла: «носите бремена друг друга и так исполните закон христов» (гал. 6:2).

10. в эти спасительные дни святого великого поста, когда мы уже прошли половину пути к великому празднику светлого христова воскресения, просим всех молиться, чтобы господь сохранил единство святого православия, укрепил нас в непоколебимом стоянии за истину божью, даровал мир, спокойствие и взаимопонимание нашему украинскому государству и благословил всех нас!
 
ВЛАСТИ ЧЕРНОГОРИИ ПЫТАЛИСЬ СНЕСТИ ПРАВОСЛАВНУЮ КРЕСТИЛЬНЮ, ВЕРУЮЩИЕ СВОИМИ ТЕЛАМИ ЗАСЛОНИЛИ ЕЕ

В Черногории православным верующим удалось защитить от уничтожения крестильню при монастыре «Михольска» на острове около города Тиват. Власти страны ранее приняли решение снести этот церковный объект, что оправданно возмутило общественность Черногории.

Священнослужители Митрополии Черногорско-приморской в день, когда был назначен снос, отслужили в крестильне литургию, на которую собрались сотни человек со всей страны. Полиции пришлось отсутить из-за такого количества собравшихся людей.

«Прибытие полиции было заявлено на 9:00, но они прибыли в 4:35 с моря с погашенным светом, пытаясь тайно окружить крестильню, где множество людей молились и служили Богу», — говорится на странице монастыря в соцсети Facebook.

«Как террористы, под покровом ночи, пытались проникнуть «силы безопасности». В тот момент это напоминало агрессию НАТО . Подошли два корабля, с лодкой и десантным кораблем, пытались высадиться в крестильню», — рассказал местному порталу ИН4С секретарь Комитета по строительству монастыря Михайло Бацкович.
 
«ТОЛЬКО ДЛЯ НАСТОЯЩИХ СВЯЩЕННИКОВ»: КИЕВСКИЕ РАСКОЛЬНИКИ НЕ СМОГУТ ПРОЙТИ «ФЕЙСКОНТРОЛЬ» В ИЕРУСАЛИМЕ

Иерусалимский патриархат допускает на Божественную литургию исключительно настоящих священнослужителей, а значит посланникам от раскольнического религиозного формирования «Православная церковь Украины» там делать нечего.

Об этом сообщил представитель канонической Украинской православной церкви Московского патриархата Алипий Светличный.

По его словам, на фоне этого украинское духовенство будет проверяться особенно тщательно. При этом он подчеркнул, что раскольники уже пытались проникнуть к служению у Гроба Господня.

«Иерусалимский Патриархат вынужден ужесточить проверку духовенства из Украины. Иерусалимская Церковь беспокоится о том, чтобы в Литургии принимали участие настоящие священнослужители. Представители из нового образования ПЦУ уже пытались проникнуть к служению на Гробе Господнем. И теперь, все справки и документы тщательно перепроверяются», — написал он в Facebook.


СУД НА УКРАИНЕ ВПЕРВЫЕ ПОШЕЛ ПРОТИВ КИЕВСКОГО РЕЖИМА

Окружной административный суд Киева отметился весьма значимым прецедентом для постмайданной эпохи, признав неправомерными дейтсвия одиозного спикера Верховной рады Андрея Парубия.

Соответствующее постановление суд принял в отношении принятия законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозные организации», который требовал переименования канонической Украинской православной церкви Московского патриархата в «Русскую православную церковь на Украине».

Иск в отношении Парубия подал народный депутат из «Оппозиционного блока» Александр Долженков, и Окружной административный суд Киева его удовлетворил.
 
Назад
Сверху